Мы ежедневно публикуем обзор событий со всего мира на самые разнообразные тематики. Новости новых технологий и происшествий

Великие фильмы Голливуда, основанные на идеях советских режиссёров и учёных

Бородатый анекдот космических масштабов: Джордж Лукас в конце 90-х приезжал в Москву и тщетно пытался объяснить, что ему необходимо увидеться с великим режиссёром Павлом Клушанцевым. Никто ничего не понял. И это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Великие фильмы Голливуда, основанные на идеях советских режиссёров и учёных

Джордж Лукас только мечтал познакомиться с «крёстным отцом «Звёздных войн» (кстати, так и не удалось), а вот Сергей Павлович Королёв знал его лично. Ещё до запуска первого спутника в 1957 году фильм Павла Клушанцева показал и выход в открытый космос, и жизнь на борту космической станции. Да так достоверно, что его даже заподозрили в доступе к совершенно секретной информации. При создании фильма «Дорога к звёздам» научными консультантами были конструктор космической техники Михаил Тихонравов, астрофизик и автор термина «реликтовое излучение» Иосиф Шкловский.

А ещё ленту смотрел 29-летний Стэнли Кубрик. Спасибо, CBS. Смотрел, конечно, не как зритель, а как уже состоявшийся кинематографист. И его, представьте себе, поразили трюки и спецэффекты. К примеру, очень заинтересовало, как удалось добиться эффекта невесомости. Разумеется, он понял, что zero gravity снимали с помощью троса. Он прячется позади космонавта, и на самом деле это не он кружится в воздухе — это за кадром рабочие вертят саму кабину корабля.

Спустя 11 лет Кубрик воспользовался хитроумной техникой в легендарной «Космической одиссее 2001 года» по роману Артура Кларка. В одном из эпизодов главному герою, астронавту Дейву Боумену, нужно добраться до «мозга» обезумевшего бортового компьютера, который убил нескольких человек. Так вот, момент вылета в шлюз снимали как раз по принципу Клушанцева. Актёр Кир Дулли был прицеплен тросом и падал с пятиметровой высоты, а в это время снизу его снимал кинооператор. За кадром вторым концом верёвки был связан каскадёр внушительных габаритов: ему нужно было по сигналу прыгнуть в другую сторону, чтобы послужить противовесом и не позволить Дулли падать слишком быстро. Позже артист рассказывал, что сцену сняли с одного-единственного дубля и это было очень страшно.

А ещё в «Дороге к звёздам» есть звездолёт с центрифугой-«бубликом», которая вращается, и за счёт центробежной силы по её внутренней поверхности можно ходить, то есть получается искусственная гравитация. Собственно, у Кубрика в такой баранке и обретается экипаж.

Через пять лет после «Дороги к звёздам» Клушанцев снял фильм «Планета бурь», который показали впоследствии в 28 странах. Честная, справедливая картина о путешествии на Венеру. И да, с патриотичным пафосом. В 1962 году наука ещё не знала, что на самом деле представляет собой окружающая среда на второй планете от Солнца. Но это неважно. Важно, что сам сюжет стал классическим: экипаж отправляется исследовать неведомый мир, а женщина-космонавт ждёт их на борту, переживает из-за потери связи и даже плачет. А Железный Джон? Это же прадедушка всех разнообразных роботов, сопровождавших космических путешественников в кино: и R2-D2 из «Звёздных войн», и, если хотите, даже TARS из фильма «Интерстеллар». А на тот момент такого ни в каком Голливуде ещё и в помине не было.

В фильме также снимались: цветок-людоед, динозавры, птеродактиль и извергающийся вулкан. Вероятно, именно они произвели самое глубокое впечатление на представителей кинокомпании American International. Они просто взяли эту ленту и перемонтировали, притом добавили кадры из ещё одного культового советского фильма в жанре научпоп — «Небо зовёт». О нём речь пойдёт чуть ниже. Так вот, досняли ещё некое количество собственных эпизодов и выпустили всё это под названием «Путешествие на доисторическую планету». Большая часть получившегося опуса — это кадры из фильма «Планета бурь». Первые совпадения начинаются уже на третьей минуте просмотра: появляется вид Венеры из космоса, потом в космический корабль ударяется метеорит, он взрывается, а далее на борту другого звездолёта обескураженный экипаж обсуждает трагедию.

При этом советские актёры в титрах значатся под именами Марк Шеннон, Кристофер Брэнд, Роберт Чантал, Курт Боден… Вместо Владимира Емельянова, Георгия Жжёнова, Георгия Тейха, Юрия Саранцева… А героиню актрисы Кюнны Игнатовой вообще вырезали полностью. Вместо неё сняли американку Фейт Домерг. И на этом не остановились. Позже плагиаторы решили уже как следует самовыразиться и добавили то, чего им больше всего не хватало: минимально одетых красоток. Фильм «Путешествие на планету доисторических женщин» — вершина их кулинарного искусства.

В России этот фильм практически забыли, а за рубежом нет. Между прочим, создателей снятого в 2000 году фильма Red Planet («Красная планета») упрекали в прямом использовании идей и концепций «Планеты бурь».

А по поводу непосредственного похищения, надо сказать, это был не единственный случай. Вот ещё один прекрасный пример — «Небо зовёт», фильм 1959 года. К слову, если присмотреться, то легко обнаружить, что кадры из него — также без лишних церемоний — вклеены в ремейк «Планеты бурь». В фильме тоже есть вращающаяся станция, а ещё посадка ракеты на плавучую платформу. Ничего не напоминает?

По сюжету советские космонавты готовятся к полёту на Марс. Американские астронавты хотят их опередить, стартуют без предупреждения и подвергают опасности коллег из СССР. Командир советского экипажа ранен. Позже, уже в космосе, американский корабль попадает в беду, а наши отважные космонавты (те самые, с которыми так обошлись) бросаются на помощь. Кинопродюсер и режиссёр Роджер Корман решил показать этот фильм в США, так скажем, с небольшими доработками. Для этого он пригласил одного талантливого студента по имени… барабанная дробь… Фрэнсис Форд Коппола. Молодой режиссёр, будущая легенда, сделал всё так, как надо: убрал неправильные моменты, все надписи СССР и добавил нечто действительно прекрасное.

Наследие Стругацких

Творческий тандем Аркадия и Бориса Стругацких подарил миру большой пласт сюжетов, миров и концепций, которыми кинематографисты пользуются по сей день. Как отечественные, так и западные. Самой известной экранизацией Стругацких, конечно же, является «Сталкер» Андрея Тарковского. Хотя… экранизацией это трудно назвать — Тарковский всегда переиначивал первоисточники. В данном случае — «Пикник на обочине».

По иронии судьбы интерпретации спустя несколько десятилетий подвергся и сам «Сталкер». Мы, конечно же, о фильме «Аннигиляция» Алекса Гарленда. В обоих случаях люди сталкиваются с нечто из космоса, что постепенно меняет мир вокруг себя по законам, которые не вписываются в человеческое понимание Вселенной. Меняет в соответствии, кажется, с желаниями людей, которые в эту зону входят. И в «Сталкере», и в «Аннигиляции» в космос с Земли отправляются группы отчаявшихся интеллектуалов. Отправляются они туда за ответами. И они их там находят. Правда, несколько не в том виде, в котором ожидали.

В отличие от предыдущих примеров, факт вдохновения «Сталкером» авторы «Аннигиляции» и не пытались скрывать. Даже, наоборот, можно сказать, хвастались этим. Оператор голливудской картины Роберт Харди, было дело, публиковал в «Инстаграме» несколько стоп-кадров из «Сталкера» с подписью «Единственный фильм, который находится в нашей исследовательской библиотеке». В тот момент Харди и Гарленд работали над «Аннигиляцией». Критики, разумеется, тоже отмечали сильное сходство картин. Чаще всего не в пользу «Аннигиляции».

В проекте Алекса Гарленда есть сцены, которые покадрово повторяют «Сталкера». Вход группы учёных в зону, целый ряд общих планов, приближение к Исполнителю желаний. Но разница всё же заметна. В первую очередь из-за того, что красочность сцен в «Сталкере» — результат дотошности оператора, а не навыков специалистов по CGI.

«Аннигиляция» снята по мотивам первой части трилогии романов Джеффа Вандермеера. Две последующие называются «Авторитет» и «Принятие». Люди, читавшие эти романы, утверждают, что если «Аннигиляция» — это «Пикник на обочине», то «Авторитет» — другое произведение Стругацких — «Улитка на склоне».

Вдохновившихся Циолковским не счесть

Не только советские фантасты и кинематографисты бесконечно благодарны великому теоретику и визионеру Константину Циолковскому. Отцу современной ракетной техники и автору идей о космизме и колонизации других планет поклоняются во всём мире, включая Голливуд.

Но пока остановимся в СССР. В 1936 году под надзором самого Константина Эдуардовича был снят фильм «Космический рейс». И именно там впервые были использованы тросы для имитации нулевой гравитации. Клушанцев, а затем и Кубрик, и тысячи других режиссёров подглядели приём именно там. Сей факт признают даже американцы.

Космические лифты, придуманные Циолковским, встречаются в бесчисленном множестве западных романов, фильмов и даже видеоигр в жанре Sci-fi. Из писателей идею быстрого вертикального перемещения на миллионы километров сильнее прочих облюбовал, пожалуй, упомянутый уже Артур Кларк.

Самый свежий пример из кино — «Алита». В этой истории про девушку-киборга мир богатых расположен на орбите Земли. Попасть в него, разумеется, можно только на «лифте Циолковского».

Пример в играх — Prey образца 2016 года. Сюжет проекта развивается в альтернативной вселенной, где президент Джон Кеннеди переживает покушение, а после заключает союз с СССР. Вместе сверхдержавы начинают осваивать космос. Но США, конечно же, оказываются на шаг впереди: первыми строят космический лифт по заветам Циолковского и приобретают экономическое превосходство.

В одном из эпизодов сериала «Загадки Мёрдока» дочь Циолковского вместе с изобретателем строит ракету по чертежам, чтобы стать первым человеком в космосе. Разумеется, в 1905 году ничего у них не получается.

Таких примеров очень и очень много. Рассказу про одни только фильмы, на основе идей нашего великого визионера можно посвятить сюжет.

Кстати, у вас тоже есть возможность повлиять на ту часть массовой культуры, сердцем которой является космонавтика. В Голливуд мы вам пропуск не организуем, а вот научить создавать примитивные спецэффекты очень даже можем. Точнее — не мы, а наши друзья.

В честь сегодняшнего праздника Московский музей космонавтики, AliExpress Russia, соцсеть «ВКонтакте» и проект Rukami провели мастер-класс по созданию из подручных средств модели Солнечной системы. Посмотреть его можно здесь.

Напомним, раньше, когда о компьютерном 3D-рендеринге могли только мечтать даже самые богатые киностудии, все космические объекты, будь то планеты или корабли, делались вручную.