Клиновые задвижки: особенности конструкции и применение
Клиновая задвижка — запорная арматура, которая применяется для перекрытия потока рабочей среды. Устройство применяют в трубопроводах для транспортировки жидкостей и газов. Благодаря особенностям конструкции, задвижка клиновая 30с15нж имеет малое гидравлическое сопротивление, что позволяет использовать устройство в системах с высокой скоростью потока.
Как устроена клиновая задвижка

Клиновая задвижка состоит из следующих элементов:
- металлический корпус;
- шпиндель-гайка (в разных моделях может размещаться внутри или снаружи корпуса);
шток, с помощью которого приводится в движение затвор; - фланцевый соединитель (этот элемент необходим для обеспечения герметичности устройства);
- уплотнители (могут применяться уплотнители из резины, фторпласта, устанавливаться металлические клапаны, выбор зависит от особенностей рабочей среды).
В зависимости от расположения шпинделя, выделяют выдвижные и невыдвижные задвижки. В последнем случае устройство имеет более компактные размеры, может применяться для монтажа в ограниченном пространстве, также рекомендуется для установки в подземных трубопроводах.
Основные виды клиновых задвижек
Производители предлагают различные типы клиновых задвижек, каждый из которых имеет свою сферу применения, определенные достоинства и недостатки.
Задвижки с твердым клином отличаются высокой герметичностью. Однако высок риск заклинивания устройства при перепадах температуры в трубопроводе, а также при истирании уплотнителя.
Более популярными являются двухдисковые модели. Такие задвижки более устойчивы к истиранию уплотнителя, редко заклиниваются, обеспечивают высокий уровень герметичности. Также стоит отметить, что подобные модели не требуют особых усилий при регулировке потока.
В системах с повышенным давлением и с высокой температурой рабочей среды рекомендуют устанавливать стальные задвижки. Этот материал обладает высокой устойчивость к деформации, к коррозии, к негативным воздействиям среды. Стальные задвижки бывают следующих видов:
- литые;
- штампованные;
- штампосварные.
Латунь, другие цветные металлы и титан используют для изготовления задвижек, предназначенных для систем с температурой рабочей среды свыше 150С. Такие изделия отличаются высокой термостойкостью и устойчивостью к деформации.
Наиболее популярными являются задвижки из чугуна. Модели отличаются высокой долговечностью, дополнительная защита от агрессивных воздействий среды может быть обеспечена с помощью полимерного покрытия. Задвижки из чугуна имеют широкий спектр применения, их устанавливают в водопроводных системах, в системах теплосети, на производствах и проч.
Преимущества клиновых задвижек

Клиновые задвижки имеют следующие преимущества перед другими видами запорной арматуры:
- простая конструкция, что обеспечивает долговечность и удобство обслуживания устройства;
- минимальное гидравлическое сопротивление;
плавное перекрытие потока, что снижает риски гидроударов; - невысокая цена;
- простота монтажа;
- ремонтопригодность;
- возможность установки на пластиковые трубы.
Производители предлагают широкий размерный ряд, что позволяет подобрать клиновую задвижку к трубопроводам с различными параметрами.
Однако при всех достоинствах клиновые задвижки имеют и некоторые недостатки. К ним относят быструю истираемость уплотнителя и маленький допустимый перепад в затворе.