КАМАЗ представил первый водородный электробус | «ПК Транспортные системы» досрочно завершила поставки трамваев в Череповец

В Москве на выставке COMTRANS-2021 представил революционный продукт в сегменте пассажирского транспорта — водородный электробус КАМАЗ-6290.
«КАМАЗ» продолжает расширять модельный ряд инновационного пассажирского экотранспорта, который становится всё более востребованным в мегаполисах. В ближайшем будущем водородный общественный транспорт может стать достойной альтернативой дизельным автобусам, и, отвечая запросам времени, инженеры компании разработали первый низкопольный водородный электробус КАМАЗ-6290.
«Конструкторская документация на опытный образец водородного электробуса разрабатывалась с учётом технических требований, предъявляемых к электробусам, т. е. за базу брался электробус КАМАЗ-6282, который поставляется в Москву, — пояснил заместитель главного конструктора ПАО „КАМАЗ“ — главный конструктор по автомобилям Андрей Савинков. — Преимущества водородного электробуса очевидны — это его экологичность, отсутствие дизельного подогревателя для обогрева салона. Более того, в отличие от электробуса, запас хода которого после полной зарядки аккумуляторов составляет 70 км, водородный электробус может проехать 250 км, что делает его пригодным даже для междугороднего сообщения».

Шасси и кузов водородного электробуса собраны на дочернем предприятии компании в Башкирии — «НЕФАЗе», крышевое оборудование установили в Научно-техническом центре «КАМАЗа». Кузов выполнен из высокопрочных сталей и безопасного пластика, что обеспечивает необходимую прочность и безопасность при аварийных ситуациях. Полная масса водородного электробуса КАМАЗ-6282 составляет 19 тонн, его габаритные размеры — 12,4×2,55×3,4 м. Новинка работает на водородных топливных элементах и оснащена шестью баллонами для хранения сжатого водорода. В целях безопасности баллоны устанавливаются на крышу — в случае утечки водород будет уходить вверх, а не в салон.
Мощность водородной энергоустановки не менее 45 кВт, в движение водоробус приводится электропортальным мостом фирмы ZF. Водородный электробус оснащён современной высокоэффективной пневматической тормозной системой с EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на уклоне, функцией блокировки движения при открытых дверях и датчиком контроля износа тормозных колодок. Также предусмотрено торможение тяговым электродвигателем с системой рекуперации. Максимальная скорость движения — 80 км/ч, запас хода — 250 км. Общая пассажировместимость — 80 человек, сидячих мест — 33. Как и электробус, новый экотранспорт приспособлен к эксплуатации при температуре окружающей среды от -40° до +40° С.
Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» постарались сделать водородный электробус максимально комфортабельным для пассажиров. В салоне предусмотрена двухзонная климатическая система, в том числе отдельная для кабины водителя. Установлена механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных граждан, двери оборудованы функцией активации пассажирами, также предусмотрена электронная система информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационное табло в салоне водородного электробуса.
«Впереди ещё много работы. В 2022 году мы намерены провести испытания опытного образца водородного электробуса КАМАЗ на улицах Москвы, в реальных условиях эксплуатации. На данный момент автономная водородная заправочная станция есть только в подмосковной Черноголовке, поэтому испытания водородного электробуса в другом месте невозможны. Завершатся они, ориентировочно, в 2023 году, — сообщил Андрей Савинков. — В случае создания соответствующей заправочной инфраструктуры и спроса на новый вид экотранспорта со стороны Москвы, мы планируем организовать финишную сборку водородных электробусов на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в столице, где уже успешно собираются камазовские электробусы».

«ПК Транспортные системы» досрочно завершила поставки трамваев в Череповец
«ПК Транспортные системы» (ПК ТС) — досрочно завершила выполнение контракта на поставку 12 трамваев в Череповец. Это 11 односекционных моделей 71-911ЕМ «Львенок» и один двухсекционный вагон 71-923М «Богатырь М». Средства на закупку нового подвижного состава город получил в рамках проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология».
Согласно контрактным обязательствам «ПК Транспортные системы» должна была передать трамваи Череповцу до 30 ноября 2021 года. Техника поступила заказчику на 3 месяца раньше обозначенного срока.
«С появлением 12 новых трамваев, не имеющих аналогов на российском рынке по качеству, безопасности и комфорту, начнется новая глава в истории развития городского общественного транспорта Череповца, — комментирует президент «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. – Трамвай «Богатырь М» успешно прошел тестовые испытания на городских линиях осенью прошлого года, и наша техника получила высокие оценки жителей города и эксплуатирующей организации. И это было объективно, т.к. была возможность сравнить с продукцией от других производителей. Мы благодарим руководство города за оказанное нашей продукции доверие и принятие взвешенного и продуманного решения».
Напомним, что 20 августа 2021 года Невский завод электрического транспорта имени Ф.А. Пироцкого (входит в ПК ТС) в Санкт-Петербурге посетила делегация из Череповца во главе с мэром города Вадимом Германовым. Гости ознакомились с процессом сборки и приняли участие в испытаниях подвижного состава.
Двухсекционый трамвай 71-923М «Богатырь М» вмещает 138 человек, имеет 45 сидячих мест, на 80% собран из отечественных комплектующих. Запас автономного хода – 1,5 километра.
Всеми преимуществами «Богатыря-М» обладает трамвай «Львенок». Основное отличие – он меньше по размеру, односекционный, рассчитан на 115 человек. Мест для сидения – 40. Сердце трамвая – уникальная низкопольная поворотная тележка собственной разработки и производства «ПК Транспортные системы». Она позволила создать первый в мире полностью низкопольный односекционный трамвайный вагон.
В салонах обеих моделей трамваев установлены современные системы информирования пассажиров, передовые медиа-комплексы с увеличенным разрешением и широкой диагональю, камеры видеонаблюдения, усовершенствованные системы климат-контроля. В сиденья интегрированы USB-розетки для зарядки мобильных устройств, предусмотрен доступ к Wi-Fi. Интерьер выполнен с применением алюминиевых сплавов, что значительно снижает пожарную нагрузку трамваев.
Стопроцентная низкопольность и широкие дверные проемы позволяют ускорить пассажирообмен на остановках, что увеличивает скорость прохождения трамваем маршрута и повышает эффективность его эксплуатации. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрена откидная аппарель, место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя.
Установленная система пассивной безопасности позволяет минимизировать риски получения травм водителем и пассажирами, а также снизить полученный ущерб техники в случае аварийного столкновения.
С марта 2021 года 11 трамваев «Богатырь М» успешно эксплуатируется в Санкт-Петербурге. А география присутствия трамвая «Львенок» следующая: 15 — в Улан-Удэ, 23 – в Перми, 29 – в Ульяновске, 16 – в Ижевске, 40 – в Москве.