Мы ежедневно публикуем обзор событий со всего мира на самые разнообразные тематики. Новости новых технологий и происшествий

Дисграфия

Дисграфия. Взгляд нейропсихолога

В последние годы всё больше родителей сталкиваются с такой проблемой, как школьная неуспеваемость ребенка. Часто она выражается в том, что ребенок полностью интеллектуально развитый и сообразительный, несмотря на все усилия педагогов и родителей, систематически допускает разнообразные ошибки при письме. В связи с этим перед родителями встаёт вопрос, как можно решить эти проблемы, ведь грамотная письменная речь-залог успешного дальнейшего обучения в школе.

Для подобных нарушений существует научное определение: дисграфия — нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.

Дисграфия

Симптоматика дисграфии

Следует обратить внимание на типичные признаки дисграфии:

  1. Смешение и замены графически сходных рукописных букв (б-д, ш-щ, т-ш) или букв, сходных по произношению (б-п, ж-ш, в-ф, з-с);
  2. добавление лишних элементов при написании букв, зеркальное письмо (Я-R);
  3. пропуски или перестановка местами букв в слове (гамазин — магазин);
  4. аграмматизмы при письме (нарушение словоизменения и согласования слов в предложении), обилие орфографических ошибок;
  5. отсутствие знаков препинания, несоблюдение границ предложения, в том числе отсутствие заглавной буквы в начале предложения;
  6. смещение и некорректное разделение границ слова, слитное написание предлогов;
  7. смешение букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (о-а, п-т, в-ф);
  8. неразборчивый почерк, низкая скорость письма, несоблюдение строки и высоты букв;
  9. следствие вышеперечисленных проблем — негативное отношение к урокам русского языка.

Нейропсихологические аспекты

Одним из эффективных методов коррекции дисграфии является нейропсихологическая коррекция – метод, основанный на исследованиях А. Р. Лурия — основоположника отечественной нейросихологии, согласно которым все отделы головного мозга могут быть условно разделены на три функциональных блока, в зависимости от особенностей организации любой психической деятельности. Так, в частности, характер ошибок при письме может быть напрямую связан с недостаточной сформированностью одного или нескольких вышеуказанных функциональных блогов мозга.

Если недостаточно развит первый блок головного мозга, отвечающий за регуляцию тонуса и бодрствования, ребенок быстро утомляется, не может сосредоточиться, медленно и неаккуратно пишет, постоянно роняет ручку, начинает вертеться и мешать другим ученикам. Также в почерке наблюдаются колебания высоты и наклона букв, слишком большие или наоборот маленькие интервалы между ними, слабый или слишком сильный нажим на ручку при письме. Для нормализации работы первого блока головного мозга рекомендуются релаксационные упражнения с применением методов телесно-ориентированной терапии, развитие сенсорной сферы, работа с мышечными дистониями и зажимами, самомассаж, дыхательные упражнения, что позволяет обогатить кислородом головной мозг и повысить производительность его работы.

В случаях, когда имеют место проблемы с функционированием второго блока головного мозга, отвечающего за хранение и переработку информации, у ребенка наблюдаются: трудности с ориентировкой в пространстве («зеркальное» написание букв, соблюдение границ предложения и слова), сложности с фонетико-фонематическим восприятием (ошибки в написании букв, сходных по звучанию), плохая память, в особенности запоминание правил грамматики. В зависимости от характера нарушений для каждого ребенка подбираются специальные игры и задания, развивающие недостаточно сформированные звенья, такие как восприятие и переработка зрительной, слуховой, оптико-пространственной или кинестетической информации, межполушарное взаимодействие.

И наконец, если у ребенка недостаточно сформирован третий блок головного мозга, мы встречаем такие проблемы, как персеверации (пвторение) и замены («магазим») букв, слогов («спуспускались»), слов, элементов буквы, ошибки в ударении при чтении, слитное написание слов, несоблюдение прописной буквы, пропуски гласных в ударных позициях. В данном случае высокую эффективность показывают задачи и игры «на правило», упорядоченная организация рабочего времени дома и на занятиях, формирование внутреннего контроля и прогностических функций.

Программа коррекции

В нашем Нейрологопедическом центре «Успех» программа коррекции составляется для каждого ребенка индивидуально в зависимости от особенностей его развития, выявленных в результате нейропсихологической диагностики. Кроме того, в ходе работы программа может корректироваться в зависимости от актуальных результатов и целей. Сама работа предусматривает безаппаратное воздействие недостаточно сформированные структуры головного мозга и их развитие. На коррекционных занятиях ребенком прорабатываются те этапы раннего развития, которые были пропущены или при прохождении которых наблюдались явные отклонения или задержки. Выполнение упражнений по методу «замещающего онтогенеза», курс занятий по мозжечковой стимуляции, а также задания, направленные на развитие высших психических функций, позволяют ребенку получить позитивный опыт прохождения основных этапов онтогенеза, активизировать, восстановить простроить необходимые взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.