Украинская культура: от диктанта к диктатуре мразей

0
58

Украинская культура: от диктанта к диктатуре мразей

9 ноября на Украине состоится очередной «диктант национального единства». Эта акция проводится с 2000 года и посвящается Дню украинской письменности и языка. Автором текста диктанта в этом году станет местная знаменитость ― писатель Юрий Андрухович. Его звезда взошла еще в девяностые и освещает искусственным светом унылый украинский культурный ландшафт до сих пор. Патриарха современной украинской словесности и сегодня без труда можно встретить на улицах родного Ивано-Франковска, где он порой прогуливается с собачкой. Или в гордом одиночестве. Или с кем ему угодно.

В этот самый день, 9 ноября, украинцы также будут отмечать День работников культуры и мастеров народного творчества. Принципиально не буду заниматься оценкой произведений и прочего культурного продукта пана Андруховича и его коллег. Пусть этим занимаются профессиональные искусствоведы и литературные критики. Гораздо важнее, на мой взгляд, понять, как именно украинские служители Аполлона и коллеги по цеху великого Николая Алексеевича Некрасова сеют в массах ростки «разумного, доброго, вечного»? Или все-таки они ставят перед собой несколько другие творческие цели?

Непременным маркером идеологически правильного «свидомого» деятеля культуры современной Украины является его политическая позиция. Естественно, она должна соответствовать «идеалам» майдана. Иначе вы рискуете разделить трагическую судьбу Олеся Бузины, после убийства которого многие представители расово правильной украинской интеллигенции почувствовали особое вдохновение, как бы цинично это ни звучало. Они убедились в том, что у них не только развязаны руки (никто им особо не мешал и раньше), но вдобавок ко всему они получили скотское удовольствие от физического или морального уничтожения своих оппонентов. Это стало для них весьма приятным бонусом к безоговорочной поддержке их деятельности со стороны властей.

Следует признать, что благодарность майданной власти они заслужили своим последовательным трудом по разжиганию ненависти, непримиримости и других опасных мутаций в украинском обществе. «Нынешние правители, собравшиеся вокруг Януковича, делают все для того, чтобы сжечь мосты в отношениях с оппозицией. Они представляют собой следующее поколение — это, так сказать, дети Кучмы. Все они родом с Донбасса, с находящегося под сталинистским влиянием востока Украины. Это означает, что они выросли в совершенно определённой политической культуре — лучше сказать: в антикультуре — и теперь стараются её поддерживать», — заявлял Юрий Андрухович в далеком уже 2011 году.

Годом позже увидело свет бессмертное поэтическое творение старшего товарища и земляка Андруховича Юрка Винничука «Убей пидораса!» Вот примерный перевод отрывка из этого революционного шедевра: «Пробил тот день, когда каждый из нас стоит перед выбором часа: К власти пришли бандюки и лжецы, аферисты и свинопасы. Смяли державу и бросили ниц, вампиры, пьющие нашу кровь. А их пахан, недобитый яйцом, ведет всех нас на убой. Бандитом он был и бандитом остался, теперь уже высшего класса. Так как не шапки крадет, а бюджет ― Убей пидораса!»

Высокой интеллигентностью, толерантностью и благородством эти строки поражали уже тогда. «Святой майдан» лишь придал творческое ускорение и окончательно развязал украинской богеме руки. Благодаря ему «культура» поперла в народ с удвоенной силой. «Пидорас» счастливо сделал ноги. Но вся креативная свора бросилась за ним в погоню и с увлечением преследует до сих пор. Тем более на Украине за это стали приплачивать и ласково почесывать за ухом.

Для рыцарей изящной словесности, художников, киношников и прочих «искусстводелов» широко распахнулись новые магистральные направления деятельности. Во-первых, борьба со всеми оппонентами либеральной демократии. Во-вторых, непримиримая битва против Путина со всеми его «некультурными азиатскими ордами». Ну и, в-третьих, конечно же, усиленное формирование новой украинской идентичности, в основе которой должны находиться родственные корни с англосаксонским миром, генетическая тяга к казацкой свободе и католической вере, а также отторжение на физиологическом уровне всех «российских нарративов». Здоровая нацистская идеология и заигрывание с подонками в свастиках («наших защитников») также являются приятным бонусом ко всей этой бурной гражданской активности.

Закономерно, что в сложившихся условиях украинская культура в принципе не может быть аполитичной. Писать «в стол» никому, конечно, не возбраняется. Но если вы и ваши творения выходят в публичную плоскость, вам непременно придется столкнуться с гражданским активом и сдать экзамен не только на предмет того «чей Крым?», но и на верность полному набору «либерально-националистических» идеалов. Преданные друзья по цеху, учуяв ваше приближение к бюджетному или коммерческому финансовому пирогу, обязательно об этом позаботятся. И затравят со всей присущей им интеллигентностью и толерантностью.

«Мейнстримный» украинский писатель уроженец Старобельска Луганской области Сергей Жадан рассуждает так: «Мне кажется, эта идентичность у нас только сейчас формируется и выстраивается. Очевидно, она состоит прежде всего на том, признаешь ты сам проект Украины, присоединяешься ли ты к нему со своей украинскостью, или возражаешь и ищешь какой-то другой путь. Это очень простая линия разделения, которая лежит на поверхности. Мне кажется, что она была очень важной для Луганщины и Донетчины весной 2014 года, когда действительно много людей для себя едва ли не впервые поставили вопрос своего гражданства и своей принадлежности к этой стране. Они тогда впервые ощутили реальную опасность ее потерять. Для многих это была какая-то определяющая вещь. Бесспорно, она не сделала из этих людей украинских националистов. Многие даже не перешли на украинский, хотя многие говорят на суржике. Но тогда действительно произошел какой-то очень серьезный сдвиг. Они тогда чуть ли не впервые серьезно заговорили про сознательный политический выбор».

Очевидно, что Жадан и его единомышленники считают исключительно свой выбор единственно правильным и осознанным. Попадание в «коридор ганьбы», устроенный весной 2014 года разъяренной толпой харьковчан в ответ на киевские бесчинства майданщиков, ничему Жадана не научило. Непреложная истина, согласно которой сеющий ветер пожнет бурю, оказывается его пониманию недоступной. И то, что именно их искусство несет кровавый раскол в общество, никого из этих деятелей не останавливает. Запах и вкус крови соотечественников расово правильную украинскую культурную тусовку наоборот, подстрекает к новым подвигам на ниве разжигания ненависти между людьми. Их вера в то, что украинское население переживает этап неизбежных и жизненно необходимых мутаций, в результате которых оно превратится в настоящих европейцев и окончательно избавится от своих русских корней, остается непоколебимой. Как и их ощущение собственной причастности к сему историческому подвигу.

Вот, например, украинский шоумен Игорь Кондратюк в былые годы преспокойно себе играл в Москве в «Что? Где? Когда?» и пробовал строить карьеру в России. Теперь же он заявляет: «Я не понимаю, почему всем украинцам непонятно, что в марте 2014 года состоялась военная агрессия России против Украины, в результате которой оккупирован Крым и развязана братоубийственная война на востоке? Такое непонимание некоторыми украинцами этих очевидных вещей возможно по двум причинам: низкого интеллектуального уровня и желанием быть коллаборационистами, то есть ― помогать и оправдывать агрессора. Больше у меня объяснений нет. Я ― за стопроцентный разрыв отношений с Россией до освобождения Крыма и выхода украинской армии на восточные границы страны. До тех пор я эту страну знать не хочу». Более того, «Россия ― агрессор ― убийца, и не может нести культуру по определению», ― говорит он.

Кондратюк не одинок в своем стремлении выслужиться перед властью и угодить политической конъюнктуре. «Все, кто говорит, что Европа устала от украинского вопроса… Кто ты, тварь?» — вопрошает местечковый юморист Сергей Притула (потенциальный кандидат в президенты, к слову говоря). Он также добавляет, что президент страны-агрессора понимает только язык силы. «Мне кажется, что тот старый ботоксный КГБист понимает только одно: язык силы, язык кнута. То, что делалось трудом дипломатии прошлой власти, мне немного больше нравилось, чем то, что происходит сейчас. Чтобы не причислять меня к “порохоботам”, у меня и к прошлой власти есть много разных замечаний и претензий. Но Россия должна была бы и раньше, и сейчас, и в будущем каждый день чувствовать раскаленный страпон в своем заднем отверстии», ― шутит Притула.

Возможность безнаказанно молоть языком пошлости и мерзости окрыляет украинский «богемный бомонд». Эти люди чувствуют себя победителями в гибридной войне с собственным народом, настоящими небожителями, открывающими темным массам путь в светлое европейское будущее. О том, что избранная ими дорога ведет в катастрофический тупик в погоне за сиюминутными гонорарами, им задумываться недосуг. Как и о том, что их поведение способствует моральному растлению детей и молодежи. Возможность примерить на себя роль диктатора и насладиться бессилием оппонентов затмевает все доводы разума и совести этим на самом деле ничтожным в историческом масштабе личностям.

Ну а пока на повестке дня диктант национального единства. Грамотно писать, конечно, надо уметь. Но гораздо важнее ― смыслы, которые кроются за внешне красивыми и правильными словами. Клишированная убогая реальность, которую изо всех сил стараются привить массам современные украинские деятели «патриотической» культуры, способна лишь травмировать заблудшие души потребителей их конъюнктурной продукции. Спасает лишь то, что реальная «благодарная» аудитория этих творцов с каждым годом стремится к нулю. А со временем о них вообще мало кто вспомнит. Другой вопрос, что в перспективе случится с той «новой» страной, которую они, как им кажется, способны построить. Рассуждать об этом нет особого смысла, так как процесс деградации Украины сейчас не остановить. Главное, чтобы украинские передовики творческого труда насладились результатами своей деятельности. Они этого заслуживают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь