Власти разрешили производить в России дроны без лицензии

0
107

Лицензирование выпуска мелких дронов отменят

Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта беспилотных авиационных систем (БАС), в частности, дронов максимальной взлетной массой до 30 кг.

Сейчас, по закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат разработка, производство, испытание и ремонт любой авиационной техники. Однако законопроект исключает такую необходимость для беспилотников с упомянутой максимальной взлетной массой и менее.

В случае принятия законопроекта переоформлять лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, выданные до дня вступления закона в силу, не будет необходимости.

Власти разрешили производить в России дроны без лицензии

Госдума отменяет лицензирование производства в России дронов массой до 30 кг

Законопроект, по словам его авторов, направлен на стимулирование интенсивного развития российскими компаниями сферы беспилотных авиационных систем, развития внутреннего рынка таких систем и выхода на международный рынок, согласно дорожной карте «Аэронет».

Дорожная карта «Аэронет»

Дорожная карта «Аэронет» — это государственная концепция развития в России сферы гражданских беспилотных авиационных систем в период до 2035 г. Этот документ разработан в рамках проекта Национальной технологической инициативы (НТИ), инициированной Президентом России Владимиром Путиным.

Как отмечается в документе, беспилотная авиация очень перспективное направление, которое пока еще находится в стадии формирования. Дополнительным стимулом развития отрасли служит тот факт, что к 2035 г. потребность человечества в продовольствии вырастет на 35%, а площадь сельхозугодий, наоборот, сократится. При этом сельское хозяйство является одним из наиболее востребованных направление применения БАС.

Беспилотные летательные аппараты могут использоваться, в числе прочего, для картирования сельхозугодий, доставки грузов, а также для поиска и спасения людей. Российский потенциал использования дронов составляет более $1 млрд в год, считают эксперты «Иннополиса». На сегодняшний день доля России на мировом рынке равна 2%, большая часть выручки предсказуемо приходится на оборонные проекты. При этом основной объем продаж приходится на любительские дроны, отмечают эксперты.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Онлайн-конференция CNews «ИКТ в здравоохранении 2021» состоится 4 марта

Как сейчас регулируются полеты дронов

Сейчас, согласно утвержденным Правительством федеральным правилам использования воздушного пространства, владельцам дронов необходимо ставить на учет в Росавиации беспилотники со взлетной массой от 250 г до 30 кг. При этом правила обязывают владельца летательного аппарата согласовывать с ведомством план будущих полетов в одном из зональных или региональных центрах Единой системы организации воздушного движения. Дронам максимальной взлетной массой до 30 кг разрешено летать без согласования в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 м от поверхности земли или воды. Однако если полеты над какой-либо территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам летать над ними тоже нельзя. К таким территориям относятся объекты государственной охраны и трассы их проезда, охраняемые объекты и прилегающие к ним зоны, а также территории, где проводятся неотложные следственные действия, оперативно-розыскные и антитеррористические мероприятия. В том числе к ним относятся и места проведения массовых мероприятий. Согласно принятому в конце 2020 г. закону, те аппараты, которые все-таки будут залетать на запрещенные территории, правоохранители смогут на законных основаниях повреждать или уничтожать.

Мнения экспертов

«Мы считаем, что отмена лицензирования производства дронов стимулирует рост рынка беспилотных систем в России, упростит внедрение малых беспилотников для нужд коммерческих и государственных заказчиков, таких как, например, доставка грузов и мониторинг», — рассказал CNews Владимир Туров, руководитель проекта по защите от гражданских беспилотников Kaspersky Antidron «Лаборатории Касперского».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Европе взрывной рост продаж ПК. В топ-5 лидеров рынка перестановки

Как выбрать оптимальный сканер штрих-кодов Ритейл

Власти разрешили производить в России дроны без лицензии

Лицензирование безусловно необходимо, когда речь идет о серийных изделиях, регулярно использующихся в повседневной жизни, поясняет Туров. В данном случае отмена лицензирования разработки, производства и испытания малых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) благотворно скажется на развитии рынка и экономике в целом, позволит выйти на него новым игрокам, а также стимулирует разработки малых БПЛА в образовательных учреждениях с привлечением учащихся, отмечают в Kaspersky Antidrone.

Однако в целом отмена лицензирования может повлиять на ухудшение качества продукции, снижения технологического и иного контроля над ее производством, рассказал CNews Павел Катков, владелец юридической компании «Катков и партнеры».

«С одной стороны, государственное лицензирование – это определенный контроль, с другой —возможны случаи низкого качества продукции и у лицензированных предприятий, — считает Катков. — В конечном счете единственное, что мотивирует предпринимателя на выпуск качественной продукции — это потребитель и его готовность рублем выбрать его товар или товар конкурента. Одновременно с этим никуда не исчезают другие правовые инструменты, например, обращение потребителя в Роспотребнадзор, исковое заявление в суд, если дроном нанесен ущерб, заявление в правоохранительные органы, если в деяниях соответствующих лиц есть признаки состава преступления».

«Государство и так ввело обязательный учет в Росавиации беспилотников со взлетной массой от 250 г до 30 кг, — рассказывает Алексей Сулин, юрист и управляющий партнер компании Axis Pravo. — И при этом государство теперь выводит из-под закона о лицензировании деятельность по их разработке, производству, испытаниям и ремонту. Данная стратегия регулирования представляется логичной, поскольку опасность, которая может исходить от беспилотных летательных аппаратов, связана не с нюансами их производства (принципы работы, сборки, настройки хорошо известны), а с правильной эксплуатацией беспилотников. В этом направлении и должно развиваться законодательство и практика его применения».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь