Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

0
50

Зарубежные эксперты — о том, чем опасна борьба за лидерство в Мировом океане

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

Главной морской державой остаются США, и хотя Китаю и России пока не хватает козырей в рукаве, чтобы бросить ей вызов, положение лидера уже пошатнулось. Впрочем, борющимся за выгодное место на морской карте государствам стоит в первую очередь озаботиться общими вопросами безопасности, которые включают в себя как экологическую повестку, так и борьбу с пиратами.

Это подчеркивают участники первой в России международной научно-практической конференции «Мировой океан — пространство сотрудничества и конкуренции», которая прошла в ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН 2–3 декабря.

Расставили по местам

«Когда мы слышим выражение «морская мощь» или «морской потенциал», возникают очень большие дискуссии. Мы знаем, сколько авианосцев у США, мы знаем, какой торговый флот у Китая. Есть огромная статистическая база, масса исследований… Но сказать, сколько составляет мощь в цифрах, как ВВП, или что такое морской потенциал Китая вкратце, кто первая морская держава, вторая, третья и так далее, было затруднительно», — рассказал на пленарном заседании Александр Поливач, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора международных валютно-финансовых отношений отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН.

Чтобы восполнить этот пробел, исследователи из Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН рассчитали индекс морской мощи. Он состоит из трех групп статистических категорий.

Первая — это ресурсы (площади морских зон, запасы полезных ресурсов и так далее). Вторая — инструменты, которые необходимы стране, чтобы овладеть морскими пространствами, установить суверенитет и исследовать их. Главнейший инструмент — военно-морской флот, но к их числу также относятся береговая охрана, рыбная охрана, исследовательский флот и так далее. Третья группа категорий — деятельность в море, которую ведет страна: помимо экономических целей (в первую очередь транспорта) речь идет также об отдыхе и спорте.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

По данным на 1 января 2021 года (обновленная версия индекса будет опубликована в середине декабря), морская держава № 1 — это США, вторая — Китая, замыкает тройку Россия (причем КНР и РФ укрепили свои показатели за пандемийный год). Далее места в первой десятке распределены следующим образом: Япония, Южная Корея, Великобритания, Индонезия, Норвегия, Индия и Франция.

Общие заботы

Использование Мирового океана будет нарастать по всем направлениям — добыче ресурсов, рыболовству, торговому судоходству. Все эти виды деятельности требуют и новых мер по обеспечению безопасности. Эти вызовы можно разделить на три типа, говорит коммодор ВМС Индии в отставке, старший научный сотрудник Delhi Policy Group Лалит Капур.

Во-первых, это так называемые гуманитарные вызовы, связанные с состоянием окружающей среды; во-вторых, управленческие вызовы, связанные, в частности, с неправовым применением морских ресурсов; а третье — возможная военная и экономическая эскалация для изменения политического ландшафта.

Говоря об Индийском океане, Дэвид Брюстер, PhD, старший научный сотрудник Колледжа национальной безопасности Австралийского национального университета, также выделяет три проблемы безопасности. В первую очередь это изменение баланса силы и сотрудничества. На втором месте — угрозы окружающей среды и экологии, которые могут спровоцировать цепочку негативных событий. Третье — это уже геополитические проблемы, порожденные природными угрозами. К ним, например, относится климатическая миграция и пиратство, на которое люди идут из-за нехватки рыбы.
«Эти угрозы не имеют границ, здесь требуется международный ответ… Они будут серьезнейшим драйвером партнерства в этом регионе, в том числе между странами, которые не имеют историю сотрудничества», — подчеркивает Дэвид Брюстер.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

Лалит Капур указывает, что государства имеют возможность соблюдать права и меры безопасности, а в случае с обеспечением безопасности транспортных систем и вовсе должны это делать: «О ней должны беспокоиться все государства, особенно великие державы».

По мнению профессора Университета Мэйкай, старшего научного сотрудника Японского института международных отношений Тецуо Котани, западные государства традиционно хотят доминировать в Индо-Тихоокеанском регионе. Китай посягал на это еще раньше. Однако в далеком прошлом не возникало проблемы с пониманием свободы навигации, сейчас одним из серьезных вызовов является «отсутствие консенсуса по свободе навигации между крупнейшими игроками». Это базовый вопрос, который лишь заостряет борьбу за статус-кво в регионе.

В странах Индо-Тихоокеанского региона пока нет единого видения морской политики, отмечает Лалит Капур. Государства — члены QUAD (Австралия, Индия, США и Япония) договариваются об одном, АСЕАН — о другом, несмотря на взаимозависимость. Впрочем, вероятнее достичь договоренностей именно внутри небольшой группы стран.
Говоря о том, какой вклад вносят Россия и Индия в обеспечение безопасности и прогресса Мирового океана, он подчеркнул, что обе страны «не могут поддерживать геополитическую конкуренцию и не могут быть ее жертвами».
Доминирование на спаде

Существует несколько концепций понимания того, что считать морской мощью. В первую очередь обычно говорят, что она достигается оснащенностью торговым, военным флотом, ракетными силами и оборудованием для добычи морских ресурсов, отмечает PhD, профессор Школы международных исследований и директор Центра исследований морской стратегии Пекинского университета Ху Бо.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

«Говоря о морской державе, мы также имеем в виду доминантную позицию силы, которую политические силы применяют в отношении участников деятельности на море. Сила морских держав основывается в основном на позиции на международном морском ландшафте, — продолжает Ху Бо. — В моем понимании, морские державы — это возможности и преимущества, которые нужно укреплять путем оказания дипломатического, политического и экономического влияния».

Сейчас государства впервые конкурируют на море во всех сферах. Вместе с тем природные вызовы, подавление пиратства и сохранение морского порядка в широком смысле требуют вклада всего международного сообщества, причем за пределами границ изолированных государств, констатирует исследователь. Конкуренция за морскую мощь эффективнее военных действий, хотя стороны всё еще готовятся к самому худшему сценарию развития событий, признает Ху Бо.

По его мнению, «морскую мощь очень сложно заслужить и легко потерять». Китаю, России и Индии на сегодняшний день сложно бросить вызов США в мировом масштабе, но у них есть шанс поменять структуры распределения власти в отдельных регионах: «Американское морское доминирование будет неизбежно снижаться».

Стратегическое банкротство

Современная американская морская стратегия приняла окончательную форму в 1986 году. Она предполагала ведение войны, ее перенос на сторону врага, контролирование морских маршрутов и т.д., рассказывает Майкл Кофман, директор программы исследований по изучению России в Центре военно-морского анализа (CNA), научный сотрудник Института Кеннана: «Тогда она, безусловно, была очень конфронтационной. Задача была уничтожить советский флот».

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

После распада СССР враг исчез, и стратегия начала меняться вместе с миром: контроль США над океаном считался свершившимся фактом, оставалось лишь поддерживать положение. Новая концепция появилась в 2002 году — после теракта 11 сентября стало очевидно, что появилась новая транснациональная угроза в виде терроризма. Военно-морские силы США были нацелены удерживать контроль над морем, обеспечивать безопасность и использовать для этого союзнические силы. Вместе с тем рос уровень экономической взаимозависимости.

По словам Майкла Кофмана, до 2015 года флот сокращался: бюджета недоставало, строили преимущественно маленькие корабли. В 2020 году была разработана новая стратегия о преимуществе в Мировом океане.
«Можно сказать, что практически происходит стратегическое банкротство. Не хватает информации, устаревает флот, — говорит директор программы исследований по изучению России в CNA. — В доктрине 2020 года, безусловно, высказывается и озабоченность увеличением мощи России и Китая».
Но положение меняется, подчеркивает Майкл Кофман: США уделяют особое внимание системам высадки морского десанта, системам защиты от воздушного нападения, схеме дозаправки кораблей и т.д. Всё это, заявляет он, даст возможность американскому флоту эффективнее защищаться в случае нападения. Вместе с тем хозяйственная деятельность в Мировом океане — это всё же не только конкуренция, но и сотрудничество, признает он.

Старший научный сотрудник Колледжа национальной безопасности Австралийского национального университета, PhD Дэвид Брюстер говорит, что в Индийском океане уровень доминирования США падает. Нарастает мощь Индии, а также Китая, хотя пока его военное присутствие незначительно.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

«Индийский океан станет еще более сложным театром действий, обрастет сложной, запутанной системой контроля», — предполагает австралийский ученый. США сохраняют доминирующее положение с семидесятых, но нельзя исключать, что когда-нибудь это кардинально изменится.

Между Сциллой и Харибдой

Крупнейшие страны сталкиваются, конкурируют друг с другом за положение на этой территории, но они вынуждены и сотрудничать ради обеспечения безопасности. В конкуренцию вступают и другие государства. В регионе есть свои интересы, например, у Франции, Японии, Бангладеша, Индонезии и России, перечисляет Дэвид Брюстер.

«Средние державы будут играть более значительную роль. С одной стороны, они выполняют функцию стабилизатора, с другой — отдельные страны из этой категории усложняют картину», — говорит он, предполагая, что средние морские державы будут создавать сложные системы коалиций.

Уже сейчас они сдавлены между лидерами, будто между Сциллой и Харибдой, добавляет старший научный сотрудник Колледжа национальной безопасности Австралийского национального университета. Сейчас многие государства не могут полагаться лишь на двусторонние отношения с США, отсюда напрашиваются новые структуры сотрудничества.

Поворотный пункт

«Одна из проблем в том, что мы пытаемся бороться друг с другом войнами прошлого, не имея представления о том, как отвечать на вызовы будущего, — замечает старший научный сотрудник Delhi Policy Group. — Любая крупная эскалация конфликта на море может привести к использованию ядерного оружия, <…> что уже десятилетиями как признано недопустимым».

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

С точки зрения снижения американской военной силы в регионе поворотный пункт, вероятно, уже пройден, говорит Шиши Упадхьяя, PhD, капитан второго ранга в отставке ВМС Индии и профессор Jindal School on International Affairs.
Дискуссии о возможной эскалации сконцентрированы вокруг противостояния США и Китая. В соответствии с индексом морских держав ИМЭМО РАН, который оценивает ВМФ по 14 категориям, на данный момент США более чем вдвое превосходят Китай по показателям морской мощи. Если посмотреть на ближайшую перспективу, то стоит обратить внимание на показатель по военному судостроению: здесь Китай почти в два раза превосходит Штаты.

Шпион по найму: кому принадлежал едва не столкнувшийся с лайнером «Аэрофлота» самолет
И к чему может привести хаотичная активность американских воздушных разведчиков над Черным морем

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

Самолеты Bombardier Challenger 650 ARTEMIS, один из которых едва не стал причиной авиакатастрофы над Черным морем, уже несколько лет используются Соединенными Штатами в качестве средств радиоэлектронной разведки. Об этом «Известиям» сообщили источники в Минобороны РФ. 3 декабря экспериментальный разведчик, экипаж которого состоял из так называемых «контракторов», чудом избежал столкновения с пассажирском лайнером «Аэрофлота».

Произошло это на фоне резкой активизации сил НАТО в регионе — как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, действия ВВС США и их союзников уже создают угрозу для гражданской авиации. И хотя на нынешнем уровне активность разведавиации не должна привести к ограничениям полетов, дальнейшая эскалация напряженности может вызвать появление бесполетных зон над Черным морем

Курс на столкновение

Инцидент, по данным Росавиации, произошел утром 3 декабря. Как сообщили в агентстве, самолет-разведчик CL600 «выполнял полет с интенсивным снижением с высоты 11 тыс. до 9200 м, пересекая установленную для гражданских воздушных судов трассу». На запросы органов обслуживания воздушного движения экипаж не отвечал, и диспетчерам пришлось оперативно поменять направления и эшелоны полетов сразу двух пассажирских лайнеров, чтобы предотвратить опасность столкновения.

Одним из них был Аirbus A330-300 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из аэропорта Бен-Гурион в Москву, другим — мальтийский Bombardier CL650, летевший из Сочи в Скопье (Северная Македония).

В «Аэрофлоте» подтвердили информацию о смене эшелона летевшего из Тель-Авива в Москву гражданского лайнера по указанию диспетчера, так как его траекторию пересекало другое воздушное судно. Экипаж выполнил команды диспетчеров по смене эшелона и в момент расхождения наблюдал другое воздушное судно визуально. В авиакомпании добавили, что на борту находились 142 пассажира.

Увеличившаяся интенсивность полетов самолетов НАТО у границ РФ создает риски опасных инцидентов в отношении гражданских воздушных судов, заявили в Росавиации. В ведомстве сообщили, что в связи с обозначенными опасениями и увеличением частоты подобных случаев российская сторона направит протест по дипломатическим каналам.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

Сейчас катастрофу в воздушном пространстве над открытыми водами Черного моря удалось предотвратить, но это не означает, что США и НАТО могут и впредь безнаказанно рисковать жизнями людей, заявила 5 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

— Такого не было даже во время холодной войны. Тогда самолеты-шпионы были только военными, — рассказал бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, экс-гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерий Горбенко. — Американский самолет вел себя по большому счету как военный борт. Он пересекал международную трассу. По правилам он обязан был связаться с пунктом управления, в зоне ответственности которого находился, и запросить высоту, эшелон, на котором он бы мог безопасно пройти. Нормальная гражданская машина именно так и сделала бы.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

СПРАВКА
CL600 — популярная серия коммерческих самолетов, которые производятся канадской компанией Bombardier. В серию входит около десятка различных модификацией и наиболее продвинутой среди них считается CL650, совершившая первый полет в 2015-м году.

Bombardier Challenger 650 ARTEMIS с гражданскими экипажами, состоящими из контракторов, США уже пару лет использует в качестве самолетов радиоэлектронной разведки, рассказали в российском оборонном ведомстве и авиационной отрасли. Базируясь в Румынии, эти воздушные суда регулярно применяются в том числе и над Черным морем, уточнили собеседники редакции.

История, произошедшая с «Аэрофлотом» — далеко не первая за последние годы: после 2014 года натовские разведчики регулярно создавали и продолжают создавать опасные ситуации над Черным морем, утверждает источник в авиакругах.

— К сожалению, никакие санкции, насколько мне известно, по итогам таких авиапроисшествий ни к кому не применялись, — отметил он.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

По его словам, реальных рычагов влияния на создающих опасные ситуации в воздухе и нарушающих международное воздушное право «партнеров» на сегодня нет — если, конечно, не считать силы ПВО.

Повышенная активность американских разведывательных воздушных судов над Черным морем наблюдается уже не первый год, подтвердил и авиаэксперт, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Ситуация, когда воздушное судно не реагирует на многочисленные вызовы диспетчеров, управляющих воздушным движением, чрезвычайно опасна, так как создает предпосылки к авиационным происшествиям, потенциально с тяжелыми последствиями. Однако действенных мер против подобных нарушений не существует: запретить выполнение таких полетов нельзя, пресекать их, если отсутствуют факты нарушения государственной границы, тоже невозможно, — добавил он.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

По данным эксперта, ранее самолеты-разведчики, как правило, либо использовали эшелоны, отличные от типичных для гражданской авиации, либо маршруты их следования не пересекали международные воздушные трассы, либо соблюдались все требования по вертикальному и горизонтальному эшелонированию.

Мы направили в крупные российские авиакомпании запросы с просьбой сообщить, сталкивались ли они ранее с подобными инцидентами и каковы были их последствия. В «Аэрофлоте» от комментариев отказались, в S7 заявили об отсутствии таких случаев, а от остальных перевозчиков на момент публикации комментариев не поступило.

Крылатая «Артемида»

Самолеты разведки и целеуказания Bombardier Challenger 650 ARTEMIS принадлежат частным компаниям, работающей на Пентагон по контракту. Всего в распоряжении американского военного ведомства два ARTEMIS. Один с бортовым номером N488CR принадлежит компании LASAI AVIATION LLC, а второй — №N9191 — TENAX AEROSPACE LLC. Пока неизвестно, какой именно из этих двух самолетов стал участником инцидента над Черным морем.

Основной экипаж ARTEMIS, включая пилотов, предоставляется контрактором, пояснили знакомые с ситуацией чины. Военное ведомство США лишь установило на переоборудованный серийный бизнес-джет экспериментальный набор сенсоров и разместило свой персонал, который с ним работает.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

В будущем новые разведчики должны прийти на смену устаревшим армейским Beechcraft RC-12X Guardrail, которые эксплуатируются американцами со времен холодной войны. Турбореактивный ARTEMIS имеет увеличенные по сравнению с ними скорость и дальность полета, может дольше патрулировать в воздухе. По сообщениям представителей Пентагона, он лучше подходит для «действий в опасных регионах с хорошей противовоздушной обороной».

В состав оборудования ARTEMIS, помимо мощного радара, входит аппаратура радиотехнической разведки. Она обнаруживает электромагнитные сигналы от радаров и радиостанций и определяет точное местонахождение их источника с расстояния в сотни километров. Кроме того, самолет оснащен приборами для дистанционной прослушки каналов связи. Информация о найденных объектах обрабатывается в автоматизированном режиме. Ее можно использовать для наведения в реальном времени высокоточного оружия.

Один из двух прототипов таких самолетов перебросили в Европу в сентябре прошлого года. Имеется информация, что он уже выполнял разведывательные миссии над Черным морем, а также над Грузией, пролетая вдоль границ Абхазии и Южной Осетии.

В этом году такие самолеты приняли участие в крупнейших учениях НАТО Defender Europe, действуя преимущественно над Балтикой. После этого они вновь регулярно отмечались в Черноморском регионе.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

По словам бывшего командующего 4-й армией ВВС и ПВО и экс-генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерия Горбенко, использование коммерческого «борта» дает Пентагону возможность при необходимости отрицать свою причастность к любому опасному происшествию. Всегда будет возможность свалить авиационный инцидент на ошибку пилотов, не являющихся военнослужащими.

Мы направили в Пентагон запрос с просьбой подтвердить факт инцидента и разъяснить, как обеспечивается безопасность полетов гражданской авиации при действии разведывательных самолетов США и контракторов над Черным морем. На момент публикации ответ получен не был.

Беспокоящее присутствие

В прошлом месяце на фоне морских учений НАТО и его заявлений о возможности агрессии России против Украины резко выросла активность авиации блока над Черным морем. МИД РФ 30 ноября заявил, что каждую неделю средства контроля фиксировали возле границы нашей страны свыше 50 иностранных беспилотников и самолетов-разведчиков.

— НАТО целенаправленно испытывает нас на прочность направлением военных кораблей и самолетов в зоны в непосредственной близости от наших границ, вынуждая Россию реагировать, — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя публикации американских СМИ о вероятном нападении на Украину, сказал, что в отношении Москвы происходит много провокационных действий, включая активные полеты самолетов-разведчиков НАТО.

Стратегическое банкротство: как меняется расстановка морских держав

По его словам, Североатлантический альянс активно действует вблизи российских границ, в воздухе, воде и на суше.

— Мы должны быть начеку. Это же не наши друзья, это же не белорусские самолеты летают, наших союзников, это летают самолеты тех, кто декларирует своей целью сдерживание РФ, и тех, кто называют РФ врагом, — указал Песков.

Глава российского МИД Сергей Лавров ранее заявил, что НАТО и США прикладывают усилия по сдерживанию России, проводя агрессивную политику в отношении Москвы, имея ввиду их возросшую активность в Черноморском регионе.

Минобороны РФ также неоднократно сообщало об увеличении активности воздушной разведки стран Североатлантического альянса в Черном море и призывало западных партнеров отказаться от этих действий, на что не последовало никаких реакций.

По данным оборонного ведомства за прошлую неделю воздушную разведку у границ России вели 31 иностранный самолет и шесть беспилотных летательных аппаратов. При их приближении к границам страны на сопровождение дважды поднимались истребители из состава дежурных сил противовоздушной обороны.