Пластиковые пакеты как элемент украинского карго-культа

0
36

В легендарном фильме Рязанова «Гараж» замдиректора Аникеева на обвинения в том, что поехала на конференцию в Париж вместо готовившего доклад для этой конференции Гуськова, ответила: «Я очень, очень хотела, чтобы поехал Гуськов… тоже».

Маленький эпизод, на мой взгляд, очень точно характеризует начальственную логику: в девяносто девяти процентах руководство «не звери какие-то» и совсем не против сделать что-либо хорошее для подчиненных, если, конечно, это не противоречит «интересам дела», ну и их собственным… тоже.

В еще большей степени это относится к самому высокому начальству, т. е. власти, ведь «подчиненные», в данном случае это «электорат», от обратной связи с которым через выборы никуда не деться.

Без популизма не обходится практически ни один режим, особенно когда им приходится компенсировать непопулярные решения. Последние чаще всего вызваны экономическими обстоятельствами, но бывают и соображения «высших государственных интересов», как в понимании постмайданных правителей Украины насильственная украинизация и препятствование любым связям с Россией.

В последнем случае, впрочем, также можно увидеть популизм, только направленный на достаточно узкую целевую аудиторию национал-патриотов, перед которыми украинская власть испытывает крайнюю робость. В любом случае на ровном месте дополнительные проблемы и сложности гражданам власти стараются не создавать.

И с этой точки зрения «антипакеточной» программе, которую начали реализовывать на Украине, логическое объяснение найти сложно. 1 июня Верховная рада приняла закон «Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины» с целью сокращения использования легких пластиковых пакетов в соответствии с правилами, действующими в ЕС.

Из его подписания Зеленский устроил, как водится, целое шоу. «500 — столько пакетов в год использует каждый украинец. 20 минут — столько в среднем мы пользуемся таким пакетиком, более 100 лет — столько один пакет разлагается, и несколько секунд необходимо, чтобы подписать этот закон, и я с радостью хочу это сделать», — заявил он.

В статье 3 закона определено, что распространение пластиковых пакетов с 10 декабря 2021 года осуществляется исключительно на платной основе. Согласно проекту постановления Кабмина «Об установлении минимальных розничных цен на пластиковые пакеты», с 10 декабря пластиковый пакет «в форме рукава с дном и открытой горловиной со стенками толщиной более 50 микрометров» должен стоить:

без ручек и боковых складок ― 2 грн;

без ручек с боковыми складками ― 2,5 грн;

с ручками без боковых складок ― 2,5 грн;

с ручками и боковыми складками ― 3 грн.

Это минимально допустимые розничные цены, но продавец может установить их на более высоком уровне.

С 10 марта 2022 года вступит в силу запрет на использование в торговле тонких (толщина стенок 15–50 микрометров), оксоразлагаемых (содержащие добавки, благодаря которым быстрее распадаются на микропластик) и сверхтонких пластиковых пакетов.

Приобрести их можно будет только для личных целей по установленным правительством ценам. А с 1 января 2023 года на Украине останутся только биоразлагаемые пакеты. Остальные пластиковые пакеты будут запрещены.

Простым украинцам, как и торговым сетям, теперь остается только приспосабливаться к новым реалиям. Где-то обнаружили, что запрет не распространяется на пластиковые же перчатки, и теперь их используют для упаковки продуктов, а в одной из сетей покупателям предлагают опять-таки пластиковые сетки а-ля советские авоськи.

Еще одним ходом становится расфасовка сыпучего и весового товара в запечатанные пакеты перед укладкой в торговом зале. Объем использования пластика это никоим образом не уменьшает, с формальной точки зрения требования закона соблюдены.

Рыночные и уличные торговцы по принципу «семь бед — один ответ» пока игнорируют нововведения, ведь «решать» с проверяющими структурами для них обычное дело, притом что штраф за бесплатное распространение пластиковых пакетов составляет от 1,7 тыс. до 3,4 тыс. грн, а при повторном нарушении ― до 8,5 тыс. грн, а после вырастет от 8,5 тыс. до 17 тыс. грн., при повторном нарушении ― от 17 тыс. до 34 тыс. грн.

Пока не слышно о попытках применить эти нормы на практике, но можно представить реакцию многочисленного и часто способного к самоорганизации при защите своих интересов базарного люда.

Пластиковые пакеты как элемент украинского карго-культа

Пока же, как всегда в таких случаях, граждане демонстрируют чувство юмора (см. фото) и способность к троллингу, поминая «незлым, тихим словом» власть, лично Зеленского, чьи рейтинги и так в последнее время падают в пикирующем режиме.

«Государственный интерес», который заставил нынешнюю власть пойти на эти непопулярные меры, понятен — показать свою «европейскость», твердую и убежденную приверженность всем новомодным западным трендам, даже будучи «святее папы римского» (в Европе и США действия властей по «депакетизации» куда мягче и осторожнее).

Так, африканские вожди, налепив на набедренные повязки значки с портретами Маркса и Ленина и оперируя выученными в Университете Патриса Лумумбы лозунгами, выклянчивали в Москве различное вспомоществование.

Естественно, одними одноразовыми пакетами такие телодвижения не ограничиваются. К примеру, министр культуры Украины Александр Ткаченко выделил господдержку первому в истории украинского кино эротическому фильму из жизни гомосексуалистов. Фильм Хачатура Василяна и Алексея Гладушевского «Мой юный принц» получил 20 млн гривен (около 54 300 млн рублей).

Место действия ленты — нынешняя Украина. Подросток из супербогатой семьи Павел вступает в гомосексуальную связь с Антоном — сыном сожителя своей матери. Антон, как и Павел, с детства привык к роскоши. Предаваясь содомии, юные богачи воображают себя французскими декадентами конца XIX ― начала XX века.

Кроме гомосексуализма, в ленте есть еще мотив инцеста. До связи с Антоном Павел испытывал половое влечение к своей матери. Авторы и актеры фильма вдоволь поглумились над христианской символикой. Металлический распятый Христос служит орудием гомосексуальных утех.

По замыслу авторов фильма, содомия одерживает победу над традиционными сексуальными отношениями. Ради Антона Павел бросает свою девушку, охладевает к молодой симпатичной преподавательнице, к которой Павел также был неравнодушен в сексуальном плане. Такое вот кино за государственный счет.

Пластиковые пакеты как элемент украинского карго-культа

Стремление потрафить западным партнерам в таких вещах тем большее, чем сильнее не хочется выполнять их по-настоящему серьезные требования — прищемить близкого к нынешней власти Игоря Коломойского, других олигархов (что чревато опасным конфликтом с ними), да и в целом отдать страну (через контроль над судебной системой) под прямое внешнее управление, оставляющее номинальной власти сугубо представительские функции.

Этот прием также хорошо известен — саботаж, насколько это возможно, действительно значимых, но нежелательных для себя требований начальства подчеркнуто ревностным исполнением того, что видится не ущемляющим твои интересы. Очевидно, что реакция западных патронов для постмайданной власти куда значимей, чем собственных граждан.

Впрочем, есть и внутриполитические соображения: пропагандой усиленно навязывается мысль, что рецепт «европейской жизни» не в том, чтобы тяжким потом в жесткой конкурентной борьбе с тем же Западом создать мощную экономику (с этим как-то не получается), способную обеспечить высокий уровень жизни, а в том, чтобы стать самим «европейцами» ― максимально перенять их законы, обычаи, общественные тренды и тогда жизнь у нас наладится сама собой.

Как уже отмечала «Альтернатива», это напоминает карго-культ, появившийся на островах Меланезии. Там многими столетиями жили «люди-дикари», пока не грянула Вторая мировая война и их остров не понадобился американцам в качестве опорного пункта. С собой белые люди, заинтересованные в хороших отношениях с туземцами, привезли множество традиционных ништяков: металлические рыболовные крючки, утварь, стеклянные бусы, огненную воду и т. п.

Но война закончилась, американцы убрались восвояси, а «осиротевшие» туземцы вспомнили, что все эти сокровища появлялись из брюха огромных железных птиц. С металлом у них, понятно, была напряженка, поэтому макеты самолетов были сделаны из камыша, и наивные дикари до сих пор ждут, когда оттуда начнут появляться вожделенные артефакты современной цивилизации.

Вот и украинские «европейцы» искренне ожидают, что альтернативная энергетика (еще один символ веры современного Запада, усиленно продвигаемый на Украине), борьба за права секс-меньшинств со всякими там харрасментами и сексизмом, «политкорректность» и прочие новомодные на Западе тренды сделают Украину Европой. А запрещенные пакеты превращаются в культовый предмет, ритуальный отказ от которого должен умаслить белых богов и приблизить европейское счастье.

Отмороженные фанатики «европейских ценностей» с авангардом в лице активистов и соросовских грантоедов (что обычно одно и то же) — еще одна целевая аудитория, ради поддержки которых вводятся такие нововведения. Они же составляют значительную часть «зеленого» большинства в Раде, которое с большим энтузиазмом их принимает, а нередко и генерирует идеи подобного рода.

Они воспринимают себя как «цвет нации», визионеров, ведущих тупое инертное большинство к «зияющим вершинам». В этом они, впрочем, ничем не отличаются от сытых революционеров всех времен, и результаты их бурной деятельности практически всегда одинаковы.

Ну, а «инертному большинству», как всегда, приходится расхлебывать плоды реализации их идей, относится ли это к такой мелочи, как запрет одноразовых пакетов, или к куда более глобальным вещам.