Молдова оправдывается перед США за успешные переговоры с Россией

0
45

Руководство Молдовы всю неделю будто извиняется перед западными партнерами за успешные переговоры с «Газпромом» по новому долгосрочному контракту на поставки российского газа.

Молдова оправдывается перед США за успешные переговоры с Россией

Дошло до того, что президент страны Майя Санду поблагодарила США вместо России за подъемную для бюджета Молдовы стоимость российского топлива. Такое поведение Кишинева демонстрирует степень внешнего управления республикой: молдавские власти оправдываются, что действуют в национальных интересах Молдовы, сотрудничая с Москвой.

Одной из главных особенностей Республики Молдова, как и других государств, получивших независимость в результате распада СССР, является ее расположение вместе с Украиной между странами, входящими в Евросоюз и НАТО, с одной стороны, и другим геополитическим блоком — ЕАЭС.

Это обстоятельство накладывает свои особенности как на внешнюю, так и на внутреннюю политику, где преобладает влияние не столько Евросоюза, сколько США, которые усиленно продвигают антироссийскую повестку, причем делают это на редкость бесцеремонно и невзирая на интересы непосредственно Молдовы.

Если говорить о влиянии Запада на руководство Республики Молдова, то самым ярким и значительным примером является, без сомнения, срыв подписания соглашения о урегулировании Приднестровского конфликта — документа, больше известного как Меморандум Козака.

Президент Молдовы Воронин отказался подписать уже согласованный документ в последний момент, накануне визита в Кишинев президента России Владимира Путина. Согласно этому документу, Молдова должна была стать «ассиметричной федерацией», в которой автономии Приднестровье и Гагаузия получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, принимаемые парламентом Молдовы.

Общеизвестно, что причиной отказа от подписания этого соглашения стало внешнее давление на руководство Молдовы, и в первую очередь — со стороны посла США в Кишиневе. Чтобы понять, какой статус в столице Молдовы имеет дипломатическое представительство США, достаточно узнать, что его здесь называют Главным посольством. Причем только незначительная часть тех, кто пользуется этим термином, делает это с иронией.

За 30 лет независимости Молдовы в Кишиневе сменилось несколько высших дипломатических представителей заокеанской державы, которые по-разному проявляли свою активность и в разной степени влияли на политические процессы, происходящие в стране пребывания. В данный момент, например, в Кишиневе вообще нет посла США — каденция последнего из них, Дерека Хогана, завершилась в этом году, и он отбыл домой.

Впрочем, Дерек Хоган, который, по имеющейся информации, совмещал дипломатическую службу с пребыванием в статусе кадрового сотрудника военной разведки, задал в своей деятельности столь высокую «планку» и оставил настолько крепкий «задел», что руководство Молдовы в лице главы государства Майи Санду и правящей партии PAS продолжает прилежно следовать составленной для них «методичке».

Собственно, сам приход к власти этой партии, как и победа Санду на президентских выборах 2020 года, является результатом бурной деятельности американского посла. Но если в ходе президентской кампании в ноябре прошлого года его активность была завуалирована и не представлялась настолько явной и очевидной, то после инаугурации Санду были отброшены в сторону все регламенты церемонии и ограничения, которые должны соблюдать дипломатические представители, работающие в другой, казалось бы, независимой стране.

Речь не только о заявлениях, в которых Дерек Хоган открытым текстом называл тех, кого бы он хотел видеть победителем на выборах. Сам факт досрочных парламентских выборов стал итогом его работы. В качестве примера того, как неустанно «работал» Дерек Хоган, можно привести его присутствие в здании Администрации президента в то время, когда Майя Санду проводила консультации с парламентскими фракциями по вопросу назначения нового правительства.

Помимо этого красноречивого эпизода, можно упомянуть и о встречах, которые американский дипломат проводил с главами ЦИК, Генеральной прокуратуры и даже Службы информации и безопасности (СИБ), в ходе которых он сдержанно, но твердо излагал свое видение политических процессов, происходящих в Молдове, и высказывал пожелания по поводу того, как они должны проходить. По сути, государственный аппарат Республики Молдова с определенного времени функционировал в рамках узкого коридора возможностей, определенных в здании посольства США.

Неудивительно, что каденция Дерека Хогана оказалась на редкость удачной и обеспечила приход к власти в стране не просто прозападных политиков, но политиков, которые без оглядки на полномочного представителя США не решаются даже на принятие любого мало-мальски значительного решения.

В рамках избирательной кампании Майя Cанду и представители PAS могли делать заявления о развитии отношений с Россией, о поддержке всех без исключения этносов, проживающих на территории Молдовы, для привлечения русскоязычной части электората. Но как только прошли выборы и Майя Санду вступила в должность президента, сразу же последовало заявление о том, что с Приднестровьем в свое время обошлись слишком мягко.

Совершив за 10 месяцев нахождения в должности президента около десятка зарубежных визитов, Майя Санду так и не удосужилась посетить Российскую Федерацию. География ее визитов состоит исключительно из стран ЕС и США. Исключениями стали только Украина и Грузия — две страны на постсоветском пространстве, которые наиболее враждебно настроены по отношению к России.

Кстати, цель визитов в Грузию и на Украину также имела антироссийский характер. В Батуми прошла встреча в рамках так называемого «Ассоциативного трио», которое призвано возродить к жизни дух фактически прекратившей существование программы «Восточное партнерство». В Киеве, где Санду побывала в качестве президента уже во второй раз, она приняла участие в саммите так называемой «Крымской платформы», которая создана для оспаривания присоединения Крыма к России.

Официальный Киев инициировал создание «Крымской платформы» «для координации международных усилий, направленных на возвращение Крыма в состав Украины». Майя Санду, выступая на саммите «Крымской платформы», подчеркнула, что Молдова выступает за сохранение территориальной целостности Украины: «Крым — это Украина, а его незаконная аннексия — это очевидное нарушение норм международного права. Молдова была и будет вашим надежным партнером, которому можно доверять».

Фактически глава государства Майя Санду вместо защиты интересов своей страны и ее народа служит безликим членом группы бэк-вокалистов на политической эстраде, забывая о том, что многие важные проблемы ее страны могут получить решение вовсе не в Вашингтоне, Брюсселе или Бухаресте, а именно в Москве, и больше нигде. Одной из таких проблем, наиболее ярко проявившейся, стал вопрос поставки российского природного газа в Молдову. Впрочем, он никак не повлиял на линию, которую упорно продолжают проводить Майя Санду и ее партия PAS.

Одним из примеров их поведения стал отказ Майи Санду от участия в Совете глав государств СНГ в Минске. Вместо нее представлять Молдову отправлена премьер-министр Наталья Гаврилица. При этом в парламентском большинстве PAS периодически муссируются слухи о необходимости отказа Молдовы от статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС и даже о начале процедуры выхода страны из СНГ.

Сложно сейчас говорить о том, что Молдова является независимым государством. Страна теряет суверенитет — полным ходом идут процессы интеграции энергетических систем с Румынией. Фактически многие решения уже сейчас принимаются в Бухаресте, Брюсселе, Вашингтоне и только потом озвучиваются на месте, в Кишиневе. Эту ситуацию прекрасно понимают в Москве. Именно поэтому министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно сделал «программное» заявление по отношениям с Молдовой.

«Мы выступаем в поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Молдовы — исторически близкой нам страны. С уважением относимся к итогам состоявшихся в июле парламентских выборов. Глубокое беспокойство вызывает беспрецедентный характер вмешательства со стороны Вашингтона и Брюсселя во внутриполитические процессы в республике, когда президенту этой страны прямо запрещают даже говорить о стремлении иметь нормальные отношения с Российской Федерацией. Надеемся, что Кишинев будет в состоянии действовать самостоятельно, без подсказок извне», — сказал министр.

Сложно представить, что Майя Санду не сознавала, к чему могут привести нарушения договоренностей переговорного процесса с Приднестровьем и введение Украиной запрета на движение машин с приднестровскими номерами. То же самое касается периодических препятствий с ротацией российских миротворцев в Приднестровье. Да и на «Крымскую платформу» Майя Санду вполне могла отправить премьера Наталью Гаврилицу, как она сделала со встречей в Совете глав государств СНГ.

Достижение соглашения по поставкам природного газа как нельзя лучше продемонстрировало готовность Российской Федерации вести диалог с любой властью в Молдове, от которой требуется одно — отказ от проведения антироссийской политики и желание строить и развивать дружественные отношения с Россией. Это отвечает интересам Молдовы, и любое правительство, которое работает на свою страну, воспользуется такой возможностью. Совсем другое дело — правительство, которое работает на чужую страну.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь