Контрабанда ― капилляры украинской экономики

0
57

Контрабанда ― капилляры украинской экономики

Украинские контрабандные потоки ― вещь сама по себе легендарная, опасная и одновременно парадоксально необходимая для самого существования страны и тех осколков хозяйствующих субъектов, которые ещё остались. В функционировании этих потоков заинтересованы практически все слои общества. Конечно, воруют всегда «хором», но такого ансамбля, который сложился на Украине, сложно найти даже в странах третьего мира.

В контрабанде заинтересована власть, именно поэтому все президенты Украины после избрания начинали кадровые перестановки в таможенной службе. Хотя и в самой Украине мало кто скрывает, что это просто доходные места на всем известных финансовых потоках. К тому же эти каналы переброски позволяют украинской власти исполнять свои «союзнические» перед Западом обязательства. Так, по словам официальных лиц Минска, для борьбы с действующей белорусской властью Киев использует контрабандные потоки с целью переброски оружия заинтересованным оппозиционным лицам.

Также заинтересованы в «контрабасе» теневые бизнесмены, добывающие янтарь на Западной Украине. Без контрабандных потоков они просто теряют саму возможность сбыта своего сырья.

Заинтересована СБУ, сотрудники которой оказывают покровительство целым группам контрабандистов. К примеру, когда Зеленский взялся за перетряхивание таможенных кадров и «борьбой» с контрабандой, то всплыла масса подробностей о деятельности разнообразных украинских бизнесменов. Так, одесского предпринимателя Олега Доронина подозревали не только в организации контрабандных потоков, но и в связях с одесским департаментом «К» СБУ. Последний, кстати, призван как раз бороться с контрабандой.

Подспудно в незаконных каналах заинтересованы даже более-менее легальные производственники. Украина за 30 лет построила столь «успешную» производственную систему, что даже при мизерных зарплатах ее продукт всё равно остаётся неконкурентоспособным. Стоимость съедают коррупционные платежи, устаревшее оборудование, дорожающая год от года энергия, разнообразные блокирующие инициативы и повороты «на Запад». Поэтому, обойдя благодаря услугам контрабандистов таможенные пошлины и налоговые выплаты, производители хоть как-то стараются нивелировать издержки.

Как это ни поразительно, но в контрабанде заинтересованы и простые граждане Украины, работяги. Я ни в коем случае не хочу обелять людей, вовлечённых в этот криминальный бизнес. Сложно винить приграничное население, чья зарплата едва достигает девяти с половиной тысяч гривен (25 тысяч рублей) при постоянном удорожании коммуналки за желание перебросить через границу сотню-другую сигаретных блоков за долю малую.

Разумеется, украинская контрабанда как явление имеет массу нюансов ― от географических и социальных до непосредственного содержания контрабандных товаров. Единственное, что является константой в этом явлении, это то, что ему подвержены все приграничные области Украины.

На украинском Юге ключевым пунктом контрабандной деятельности является Одесский порт, который перебросил нити своих схем даже через границу с Приднестровьем. Место это настолько «жирное», что за начальственные посты в Одессе бьются, не щадя кулаков. К примеру, в марте 2020 года главой Одесской таможни был назначен Михаил Грибанов. Не проработав и двух месяцев, Михаил оказался в СБУ по подозрению в коррупции. Позже его отпустили и сняли с должности. Но Грибанов, вместо того чтобы отделаться лёгким испугом, решил обжаловать решение о своем увольнении в Окружном административном суде Киева.

Украинский Запад по традиции славен контрабандным янтарём, лесом и табаком. Исходя из географических условий, местные контрабандисты применяют разнообразные технические новшества, среди которых туннели, трубопроводы и даже дроны. А в заболоченных местах и речных бассейнах украинские дельцы используют гидрокостюмы, работая своеобразным плавсредством, навьюченным тюками с контрабандным товаром.

Не стоит думать, что восточное направление, ведущее в наш «кровавый Мордор», было обойдено вниманием украинских контрабандных потоков. Более того, даже блокада, введённая при Порошенко с подачи радикальных киевских нацистов, не сильно сказалась на деле переброски грузов через границу.

Автору воочию приходилось наблюдать этот «железный поток». В тот момент я находился на территории ЛНР в 30 километрах от российско-луганской границы, направляясь в городок Ровеньки. Украинская блокада уже была введена, а в Киеве возмечтали, как они задушат молодые Республики, окружив границу с ними заслоном блокпостов. И вот среди светлого раннего утра нам навстречу выскочила целая автоколонна грузовиков-лесовозов, направлявшаяся в сторону России. Колонна везла огромные стволы леса-кругляка.

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что такого строительного леса в Республиках Донбасса нет и никогда не было. Ну, климат и рельеф иной ― не растёт, что ни делай. На мой логичный вопрос, откуда такое богатство, друзья-старожилы заулыбались, а после открыто заявили, что лес с Карпат. Я что-то проронил о блокаде, но вызвал только смех.

Кажется, это яркая иллюстрация к тому, насколько глубоко контрабанда проникла во все сферы украинской жизни. И даже убеждённые нацисты, облюбовавшие приграничные блокпосты, чудесным образом вписались в общую схему.

Но не стоит думать, что контрабанда исчерпывается исключительно лесом, янтарём и сигаретами. Она многообразна, как и средства её транспортировки. Через границу с Россией перевозят контрабандным способом кеды и джинсы, тапочки и галоши, различный ширпотреб и даже подвенечные платья. Так что молодые невесты, покупая белое платье с пришитым аккуратно известным зарубежным брендом, вполне могли стать обладательницами продукции какой-нибудь луцкой швейной фабрики.

Как автору объяснили сведущие люди, одним из наиболее популярных способов переброски груза является следующий… Глубоким вечером собирается группа тренированных людей недалеко от приграничной территории. Никакого драматизма и откровенного криминала ― простые люди, строители, шахтёры или грузчики, эдакие мулы.

Одновременно с этим в сторону границы выдвигаются своеобразные разведчики, чтобы убедиться, что этим вечером не предвидится рейдов или проверок пограничников. При благополучных вестях к границе выезжает фура с товаром, а параллельно с ней чуть более проходимое авто. В этом деле высоко ценят советскую «буханку» (УАЗ-452).

Так, в определённой точке недалеко от границы происходит сбор всех участников контрабандной операции, но это ненадолго. Вскоре в «буханку» грузятся до шести человек, а остальные остаются рядом с фурой. Авто доставляет людей непосредственно к границе. Это заранее определённая местность, чаще всего густо поросшая растительностью или заболоченная. Именно в таких местах наводят своеобразную переправу, укрепляя тропу досками или деревянными поддонами.

«Буханка» же отправляется в обратный путь к фуре. Там оставшиеся члены группы перегружают товар из фуры в «буханку», которая доставляет его к границе. Снова происходит выгрузка, и контрабандисты, которые в обычной жизни и ПДД не нарушают, навьючив на себя груз, переходят границу. И процесс повторяется вновь, пока фура не опустеет. На другой стороне товар уже ждут.

Вся незаконная операция занимает не более семи часов. До майдана за такую «работу» непосредственно «мулам» платили около 500–600 гривен.

Но стоит указать, что контрабанда не может быть односторонней. Из России по тем же самым каналам и чаще всего через тех же самых людей идёт несколько иной контрабандный поток. И вот как раз содержание последнего отлично иллюстрирует социально-экономическое положение Украины, даже до Майдана.

Как я описал выше, с Украины идёт лес, янтарь, табачная продукция и ширпотреб, т. е. по Гамбургскому счёту либо сырьё, либо низкотехнологичная продукция. А вот в обратную сторону текут мобильные телефоны и мониторы, телевизоры и автомобильные запчасти, автоэмали и электроинструменты и т. д.

Даже украинские эксперты и некоторые политики признают, что цифры статистики по контрабанде только электронной техники на Украину просто фантастические. Компания GfK Ukraine, специализирующаяся на проведении маркетинговых исследований, утверждает, что только за 2019 год в страну ввезли «серой» техники почти на миллиард долларов, а каждый третий телевизор или смартфон является контрабандным.

Практически ежемесячно официальные власти радостно рапортуют, как блокировали очередной канал контрабанды или задержали крупную партию нелегальной продукции. Цифры, фигурирующие в этих победоносных докладах, тоже впечатляют ― всё высчитывают в миллионах и тоннах.

Но это лишь имитация бурной деятельности или на крайний случай ликвидация конкурентов. Суровая реальность заключается в том, что, во-первых, контрабанда затронула такое количество граждан Украины и сферы интересов целых классов, что бороться с ней фактически некому. А во-вторых, ещё неизвестно, станет ли борьба с контрабандой благом или злом для Украины в её современном формате.

Конечно, звучит это дико. И разумеется, речь не идёт о тех, кто получает миллионы от контроля над контрабандными потоками. Речь о другом.

Ликвидация этих потоков оставит без средств к существованию десятки тысяч семей простых «мулов». Некоторые производства будут вынуждены либо сократить рабочие кадры, либо вовсе закрыться, т. к. их продукция потеряет конкурентоспособность. И опять удар по простому человеку.

Не стоит также забывать и контрабандный импорт. Кто-то не сможет приобрести телефон или телевизор, кто-то рано или поздно будет вынужден поставить в гараж своего «железного коня». Но и это цветочки. Учитывая специфику ведения украинского бизнеса, вполне можно ожидать закрытия части автосервисов, использующих более дешёвые нелегальные материалы. И снова мы получаем прибавку к безработному населению.

Таким образом, контрабанда ― это именно капилляры и без того чахлой экономики Украины. Независимая Украина за 30 лет построила всю систему настолько восхитительно в её кошмаре, что пресечение преступной деятельности способно унести гораздо больше жизней, нежели её функционирование. Есть ли выход? Есть. В переустройстве всего государства Украина. Правда, нужно ли это? Но это уже другой вопрос.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь