Домой Новости Как поменялись угрозы и вызовы за шесть лет. В России обновили стратегию нацбезопасности

Как поменялись угрозы и вызовы за шесть лет. В России обновили стратегию нацбезопасности

0
Как поменялись угрозы и вызовы за шесть лет. В России обновили стратегию нацбезопасности

Как поменялись угрозы и вызовы за шесть лет. В России обновили стратегию нацбезопасности

Россия доказала свою устойчивость и способность противостоять давлению извне, но в будущем ее место в мире зависит от человеческого капитала, эффективности управления и перевода экономики на новые технологии. Об этом говорится в опубликованной в субботу обновленной редакции Стратегии национальной безопасности РФ.

Авторы новой версии по сравнению с прежней, принятой в 2015 году, уделяют заметно больше внимания экологии и интернету, а первым в списке национальных интересов России стало сбережение ее народа.

ТАСС собрал ключевые тезисы обновленной стратегии и сравнил их с предыдущей редакцией.

Основной вектор

Ключевые положения стратегии собраны уже в первом пункте, который в версии 2015 года отсутствовал. В нем отмечается, что курс Москвы «обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления» и подчеркивается закрепление в конституции фундаментальных принципов и ценностей РФ как правового социального государства: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России».

Место в мире

Ключевые задачи обеспечения суверенитета выполнены: «на должном уровне» обеспечиваются государственная и общественная безопасность, снижен уровень террористической активности, «эффективно пресекаются» попытки внешнего вмешательства во внутренние дела. Россия показала миру свою экономическую устойчивость и доказала, что может противостоять санкциям.

Теперь основными факторами становятся качество человеческого капитала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу: «Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы здравоохранения, образования и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России».

Кроме того, на фоне кризиса западной либеральной модели все актуальнее встает «проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства».

Национальные интересы

В предыдущей версии перечислялись шесть национальных интересов, в новой — уже восемь. Поменялось и их значение: в 2015 году повышение качества жизни, укрепление здоровья и стабильная демографическая ситуация шли третьим пунктом, а в 2021-м — первым, причем во главу угла поставлено «сбережение народа России».

Вторым в новой версии стала защита суверенитета, третьим — «поддержание гражданского мира и согласия» (в прежнем варианте речь шла об «укреплении национального согласия»), четвертым — «развитие безопасного информационного пространства» (чего в документе 2015 года не было). Пятый пункт, посвященный устойчивому развитию экономики на новой технологической основе, резко отличается от предыдущей версии, где говорилось только о повышении конкурентоспособности.

Впервые в перечне национальных интересов появилась охрана окружающей среды (и адаптация к изменениям климата), при этом из них исчезло «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав».

Внешняя политика

На фоне трансформации мира и попыток Запада сохранить свою гегемонию Россия должна способствовать устойчивости системы международных отношений, «опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов» при центральной роли ООН.

Москва привержена использованию политических средств при урегулировании конфликтов, а в ответ на недружественные шаги других стран будет применять «симметричные и асимметричные меры».

Приоритетами России остаются сотрудничество с Китаем и Индией, Абхазией, Южной Осетией и странами СНГ (вопреки попыткам ряда стран запустить «дезинтеграционные процессы»). При этом в редакции 2021 года исчезли пункты и о «выстраивании полноценного партнерства» с США, и об «укреплении взаимовыгодного сотрудничества» с Евросоюзом.

Оборона и безопасность

Роль военной мощи в мире усиливается на фоне формирования новых глобальных и региональных центров силы. России угрожают, в частности, расширение инфраструктуры НАТО и курс США на отказ от обязательств по контролю над вооружениями.

Кроме того, «деструктивные силы за рубежом и внутри страны» пытаются использовать трудности в стране, не снижается активность иностранных спецслужб, в том числе с применением «подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц».

Отдельным пунктом в стратегии 2021 года стала информационная безопасность. Документ отмечает рост числа хакерских атак на российские ресурсы, стремление транснациональных корпораций закрепить свою монополию в интернете, деструктивное воздействие на молодежь. Цель России — укрепить свой суверенитет в информационном пространстве.

Экономика и экология

Если стратегия 2015 года концентрировалась на обеспечении экономической безопасности и вхождении России в число лидеров по размеру ВВП, то документ 2021 года сосредоточен на структурной трансформации национальной экономики. Важными условиями называются «опора на внутренний потенциал страны» и сочетание самостоятельности с открытостью для сотрудничества с другими государствами.

Проблемы экологии, которые в прежней версии рассматривались предпоследними, становятся важнее: интенсивный рост производства и потребления «влечет существенное изменение условий жизни на Земле», а «развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here