Что ждать стране, где у президента и членов КС – иностранное гражданство?

0
419

Что ждать стране, где у президента и членов КС – иностранное гражданство?

Проблемы взаимодействия различных этносов в многонациональных государствах имеют много вариантов решения. Тем не менее в бывших союзных республиках СССР эти проблемы даже спустя 30 лет после провозглашения независимости не только не решены, но, напротив, являются одним из главных факторов социально-политической напряженности и даже причиной вооруженных конфликтов, как это произошло в Молдове и на Украине.

Что касается Молдовы, то принятый еще в августе 1989 года «Закон о функционировании языков на территории Молдавской ССР» обеспечивал более или менее стабильное состояние и баланс, учитывая то, что молдавский язык, согласно этому закону, имел статус государственного, а русский язык – статус языка межнационального общения. Таким образом, русскоязычные граждане РМ имели возможность ссылаться на этот закон для направления различных документов и запросов в официальные инстанции на русском языке и для получения ответов на том же языке, на котором был составлен запрос.

Однако летом 2018 года Конституционный суд РМ признал этот закон устаревшим на том основании, что в его тексте содержались ссылки на несуществующие юридические субъекты, под каковыми подразумевалась Молдавская ССР. Реальной подоплекой этого решения КС Молдовы было «заигрывание» олигархического режима Плахотнюка с определенной, наиболее реакционной группой унионистов, подавших в Конституционный суд жалобу на закон, регулировавший вопросы функционирования языков. Плахотнюк, контролировавший на тот момент многие ветви власти в стране, в том числе и конституционных судей, пошел навстречу запросу унионистов.

Таким образом, с момента аннулирования закона, принятого в 1989 году, и до 16 декабря прошлого года, когда парламент принял новый «Закон о функционировании языков на территории Республики Молдова», в стране не существовало правовой базы, обеспечивавшей хотя бы какие-то права национальным меньшинствам в вопросе языка.

Сошлюсь на свой собственный пример. В июне 2016 года автор этого текста подал в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации жалобу на министерство юстиции за отсутствие у него русскоязычной версии официального сайта. Совет, признав факт дискриминации по языковому признаку, рекомендовал Минюсту устранить нарушение. Государственное ведомство подчинилось, и с 1 августа была запущена русская версия сайта министерства.

С юридической точки зрения это решение Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации основывалось именно на том законе, принятом в 1989 году и отмененном Конституционным судом в 2018 году. Таким образом, если бы жалоба была подана после отмены закона, у Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации не было бы никаких юридических оснований для признания факта дискриминации русскоязычного населения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Уроки истории | Как избежать нестабильности в стране? | СМЕРШ

Именно поэтому понятен тот энтузиазм, с которым было встречено принятие в парламенте в декабре прошлого года нового закона, который официально возвращал русскому языку статус языка межнационального общения. При этом необходимо отметить, что, несмотря на появление такого закона, он не был совершенен и не полностью отвечал новым реалиям молдавского общества, сильно изменившегося с 1989 года.

Тем не менее даже в такой форме он вызвал резкое неприятие унионистских политических сил и просто националистов, которые тщатся доказать, что придерживаются проевропейских взглядов, хотя это никак не сказывается на их отношении к языковой проблеме в стране.

Совершенно очевидно, что главным мотивом в продвижении моноязычия в пользу титульной нации в бывших советских республиках является желание отсечь русскоязычное население от социальных лифтов и обеспечить продвижение представителей национальных элит, которые далеко не всегда выдерживают справедливую и лояльную конкуренцию с русскоязычными согражданами. Таким образом, все попытки ограничить функционирование русского языка в новообразованных государствах являются, по сути, языковым протекционизмом.

В условиях Молдовы еще одним важным фактором, работающим на достижение этой цели, безусловно, является стремление прозападного политикума обеспечить максимальное дистанцирование населения Молдовы от России, от сотрудничества между двумя государствами и упрочить западный геополитический вектор развития Молдовы. Именно поэтому на переднем крае борьбы с русским языком выступают унионисты, ратующие за присоединение Молдовы к Румынии.

И именно эти силы в лице депутатов парламента подали жалобу в Конституционный суд на принятый 16 декабря закон. Учитывая то, что большинство судей Конституционного суда имеют, кроме молдавского, еще и румынское гражданство, не приходится удивляться решению, согласно которому принятый закон о функционировании языков был снова «торпедирован» и объявлен неконституционным.

Рассмотрение дела сопровождалось достаточно острой акцией перед зданием Конституционного суда, где представители молдавского общества с обеих сторон отстаивали свою позицию по рассматриваемому вопросу. Защитниками закона и статуса русского языка выступили представители политической партии «НАШИ», которая в настоящее время находится в процессе регистрации, но уже стала известна после ряда протестных акций.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Украине грозит новый Чернобыль: атомщики «Незалежной» предупреждают о надвигающейся катастрофе

Так, представители партии пикетировали посольство Румынии после того, как посол Ионицэ назвал солдат румынской оккупационной армии «освободителями». Также, «НАШИ» протестовали против действий представителей партии PAS, которые блокировали дорогу в день президентских выборов, чтобы помешать жителям Приднестровья принять участие в голосовании.

Что ждать стране, где у президента и членов КС – иностранное гражданство?

Все попытки принизить роль русского языка в Молдове имеют своей целью ликвидацию той роли, которую он играет в многонациональном обществе страны. На сегодняшний день именно русский в качестве языка межнационального общения – и эту роль, которую он фактически выполняет, отменить невозможно – консолидирует все национальности страны, в том числе и значительную часть тех граждан Молдовы, которые считают себя не румынами, а молдаванами. Именно поэтому русский язык стал объектом преследования, несмотря на декларируемое проевропейскими политиками стремление к «европейским стандартам».

Возражения, что в большинстве европейских стран законодательно предусмотрены два-три, а то и более государственных языка, на них не действует. Среди таких политиков фигурирует и Майя Санду, при которой обновления на официальном сайте президента Молдовы делаются только на государственном языке. То же самое относится и к ее постам на официальных страницах в социальных сетях. Игорь Додон, будучи главой государства, публиковал всю информацию на молдавском и русском языках. Делал это, потому что заботился о межнациональном согласии в стране. Санду же подталкивает соотечественников к конфронтации по языковому принципу.

Сегодня в стране сложилась уникальная ситуация, которая, пожалуй, не случалась еще в истории: глава государства, часть депутатов парламента, большинство членов Конституционного суда имеют, кроме молдавского, еще и румынское гражданство. Ни у кого не вызывает сомнений, что в своей деятельности они руководствуются присягой, принесенной Румынии при получении гражданства этой страны.

Фактически русский язык, за который сегодня сражаются в Молдове – это последняя линия сопротивления, после потери которой может произойти полная дезинтеграция тех политических сил, который еще способны сохранить цельную и независимую страну.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь