Автоматизация рабочих мест российских чиновников обойдется в 14 миллиардов

0
72

Продление эксперимент
по работе ТАРМ

Запущенный в конце 2019 г. эксперимент по обеспечению
федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных внебюджетных
фондов типовыми автоматизированными рабочими местами (ТАРМ) и программным
обеспечением продлен до конца 2022 г. Об этом CNews рассказали в Минцифры.

В том числе был определен перечень ФОИВ — участников
эксперимента и создана межведомственная рабочая группа по созданию и развитию
автоматизированного рабочего места госслужащего. Были разработаны дорожная
карта и концепция автоматизированного рабочего места, а также подготовлено
техническое задание. До конца июля 2021 г. планируется выбрать подрядчика и к
30 сентября 2021 г. разработать первый MVP (минимально жизнеспособный продукт,
обладающий минимальными для удовлетворения первых потребителей функциями).

Во сколько обойдется
внедрение ТАРМ

Результат в виде внедрения ТАРМ в органах госвласти на
базе отечественного ПО ранее был включены в федеральный проект «Цифровое
государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». В
том числе должна быть обеспечена совместимость ведомственных информационных
систем с отечественным ПО за счет их доработки.

Автоматизация рабочих мест российских чиновников обойдется в 14 миллиардов

ТАРМ для российских чиновников обойдется в 14 млрд рублей

На эти цели федеральный бюджет может потратить до 2024 г.
14,2 млрд руб. Эти деньги в него заложены. «Однако по факту на ТАРМ потратят
значительно меньше, — отметил в разговоре с CNewsглава департамента проектов по
информатизации Минцифры Константин
Гурзов
. — После анализа рынка, который провело Минцифры, принято решение
оптимизировать бюджет проекта, а выделившиеся средства перераспределить на
другие нужды. В 2021 г., например, будет потрачено около 226 млн руб.».

Проблемы с
информатизацией российских чиновников

Согласно презентации Константина
Гурзова (имеется в распоряжении CNews), предпосылками внедрения ТАРМ
являются отсутствие базовых российских сервисов (28% госслужащих не имеют
корпоративной почты), цифровое неравенство (у регионов и федеральных органов
исполнительной власти неравные доли затрат на ИТ), удобство использования
(рабочие сервисы не должны уступать в удобстве использования рыночным аналогам)
и утечки информации (23% утечек происходят в госсекторе).

По результатам опроса Мицифры, 83% федеральных органов
власти используют сервисы Microsoft для организации почты, 59% не
используют интеграцию с коммуникационными системами, 19% не имеют комплиментарных
базовых сервисов (организация встреч, календари рабочего времени и пр.). Также
отсутствует единый стандарт защиты и сохранности служебной информации. Кроме
того, сегодня сотрудник органа власти в среднем использует три бесплатных
облачных мессенджера в своей работе для переписки с коллегами, и 3 МБ служебной
информации ежедневно отправляются им через незащищенные мессенджеры.

Необходимо обеспечить доступность удобных рабочих базовых
инструментов и сервисов на базе отечественных разработок и технологий:
корпоративная почта (включая рабочий календарь и адресная книга), мессенджер
вместе с системами аудио- и видеоконференцсвязи, файловое хранилище (в три раза
сокращается время на поиск и отправку файлов при использовании корпоративного
файлового хранилища), корпоративные сервисы и управление развитием (модуль
профессиональной адаптации и ориентации, модуль управления знаниями, сервисы
опросов и модуль планирования совещаний).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Арестованные хозяева Merlion обвинили бывшего гендиректора в попытке рейдерского захвата компании

Предполагается, что в результате внедрения ТАРМ будут
замещены все бесплатные рабочие сервисы (электронная почта, мессенджер,
видеоконференцсвязь, файловое хранилище), всем государственным и муниципальным
служащим будет предоставлена возможность воспользоваться платформой, будут
созданы не уступающие рыночным аналогам инструменты и сервисы, также будут
устранены причины неисполнения мер по информационной безопасности с сохранением
комфорта использования.

В рамках внедрения ТАРМ будут решены такие задачи как
создание централизованных базовых сервисов для всех органов власти, с едиными
стандартами и протоколами, внедрение вовлекающих механик и инструментов,
обеспечение сквозной интеграции коммуникативных инструментов в госсекторе,
централизация инфраструктуры для ИТ-решений, перевод госслужащих в защищенный
контур, предоставление единого уровня доступности цифровых инструментов для
всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти вместе с
бюджетными учреждениями.

ТАРМ и проблемы
информационной безопасности

Проблемами информационной безопасности являются утечка
конфиденциальных документов или их временных копий при временной передаче
собственных устройств третьим лицам, их продаже, сдаче в ремонт,
утере, взломе, удаленная работа вне закрытого контура, утечка из-за преднамеренного
копирования конфиденциальной информации из ведомственных информационных систем; угроза
несертифицированных TLS устаревших версий 1.1 и 1.2, утечка
конфиденциальной информации через онлайн-сервисы или мессенджеры при обмене и
общении в рабочих группах с неконтролируемым составом участников, отсутствие
антивирусов.

Мерами пресечения указанных проблем, которые может
обеспечить ТАРМ, являются доверенное программное обеспечение и среда исполнения
(загрузка с защищенного «токена»), аутентификация с использования усиленной
квалифицированной электронной почты, «гостированная» защиты обмена
данными (ViPNet), запрет копирования загружаемых данных на незащищенные
носители, антивирусная защита, контроль целостности, контроль защищенности, сетевая
сегментация, выявление и предотвращение вторжений, постоянный мониторинг
действий и коммуникаций пользователя, фиксация событий информационной
безопасности.

Преимущества ТАРМ для
российских чиновников

ТАРМ обеспечит госведомствам преимущества в виде повышения
эффективности межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов
власти с населением, возможности работы из любого места (безопасная
удаленная работа), противодействия утечкам информации, равноправного
доступа всех органов государственной власти к общей витрине приложения, гибкой
модели ценообразования (базовый набор сервисов SaaS единый для всех,
остальные опции возможно дополнительно включить, в том числе ПО и
оборудование), унификации технических решений, единых SLA, возможности
использования технологий ТАРМ для услуг бизнесу и населению.

CIO и СTO: как меняется влияние ИТ-руководителей в компаниях?
Новое в СХД

Автоматизация рабочих мест российских чиновников обойдется в 14 миллиардов

Для ведомств, недоукомплектованных современных средствами ИТ
и имеющих сложности с бюджетом, внедрение ТАРМ дополнительно обеспечит доступность
сервисов для всех сотрудников в условиях ограниченного бюджета, возможность
работы с любого типа устройств, включая домашние ПК, увеличение срока
использования существующего парка оборудования на 30% за счет технологии VDI, обеспечение
передовых механизмов информационной безопасности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Росатом» отдает проект многомиллиардного ЦОДа в Иннополисе единственному секретному исполнителю

Удаленное рабочее
место ТАРМ

В соответствие с «Требованиями к устройствам обеспечения
безопасной удаленной работы», разработанными по поручению Правительства России,
сотрудники органов исполнительной власти и государственных организаций могут
удаленно работать с государственными информационными системами с применением
неаттестованных средств вычислительной техники, включая личные. Для этого
необходимо использование Live USB — средства обеспечения безопасной
дистанционной работы.

Удаленное рабочее место ТАРМ представляет собой USB-носитель,
на котором будет записана сертифицированная операционная система,
сертифицированные VPN и средства VDI. Благодаря его
использованию все задачи будут выполняться на служебном ПК или на виртуальной
машине, а на неаттестованный ПК будут передаваться лишь выводимые на
экран изображения.

Как НИИ «Восход»
тестировал ТАРМ

Тестовый стенд по внедрению ТАРМ в 2019 г. был создан
на базе государственного НИИ «Восход». Предприятие также, по заданию Минцифры,
подготовило проекты концепции внедрения ТАРМ и временного стандарта
автоматизированных рабочих мест. Под термином ТАРМ предполагается
совокупность программного и аппаратного обеспечения, а также информационная
система, обеспечивающая возможность предоставления ПО на конкретный компьютер.

Согласно проекту концепции, подготовленномой НИИ «Восход»,
компоненты ПО должны присутствовать в Реестре отечественного ПО, а аппаратная
составляющая — в реестре Минпромторга, включающим технику, в отношении которой
подтверждено ее производство на территории России.

Как рассказывал CNews источник, знакомый с проектом данной концепции, в
документе предполагалось три возможных варианта внедрения ТАРМ: «устройство как
услуга» (Device as a Service, DevaaS), «рабочее место как услуга» (Desktop
as a Service, DaaS) и «рабочая среда как услуга» (Workspace as a Service,
WaaS). Затраты государства на одно рабочее место при таких подходах
составят 3,4-3,8 тыс. руб. в месяц.

В первом случае речь идет об аренде (включая договор о
техподдержке) стационарного ПК, моноблока или планшета и установки на него
обслуживаемого сторонней организацией ПО. С информсистемой ТАРМ в онлайн-режиме
такое рабочее место не будет связано, но установка ПО на устройство может
осуществляться из репозитория системы.

Во втором и третьем случаях чиновники будут работать
на любого типа компьютерах, включая так называемых тонких клиентов (ПК без
жесткого диска). При подходе «рабочее место как услуга» чиновник пользуется
закрепленным за ним в профиле ПО из облака информсистемы ТАРМ по
технологии VDI (виртуальное рабочее место). При подходе «рабочая
среда как услуга» на рабочее место из облака будет доставляется только интерфейс
необходимых программ — по технологии контейнерной виртуализации.

Возможен и четвертый вариант: госорган просто приобретает
протестированное на совместимость российское оборудование и базовый набор
отечественного ПО, самостоятельно все это обслуживая. С информсистемой ТАРМ эта
техника связана не будет и сервисного элемента такой подходе не предполагает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь