Одним из актуальных вопросов модернизации национальной финансово-инвестиционной системы является поиск и использование новых технологий. Ускорение научно-технологического процесса отобразилось в расширении разнообразия финансирования и инвестирования. В результате постепенно сформировалась технология привлечения средств на проекты в стадии зарождения – крауфандинг. Актуальность использования крауфандинга в финансово-инвестиционной системе обусловлена объективными трудностями и подорожанием процессов привлечения средств в национальную экономику. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно привлечь средства без разработки и освоения современных финансово-инвестиционных технологий.

Считается, что первым описание и анализ явления краудфандинг начал писатель и журналист Джефф Хау в своей книге «Краудсорсинг: коллективный ум как инструмент развития бизнеса».

Книга Джеффа Хау
Джефф Хау — «Краудсорсинг: коллективный
ум как инструмент развития бизнеса».

Издавна люди массово собирали средства на проекты, находили общественную поддержку. Одним из примеров является сбор средств на статую Свободы в Нью-Йорке. Тогда была развёрнута широкая рекламная кампания в США и Франции с привлечением известных общественных деятелей и представителей культуры и таких удачных маркетинговых ходов, как распространения лотерейных билетов.

Краудфандинг – это массовое финансирование. Сущность термина заключается в известной пословице: «с миру по нитке – голому сорочка». Краудфандинг – это коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих денежные средства или другие ресурсы с целью поддержки усилий других людей или организации.

Смысл краудфандинга

Стоит отметить, что краудфандинг, как правило, используется для финансовой поддержки новых, нетривиальных, актуальных проектов. Они вынуждены быть такими, иначе просто не привлекут внимания и их реализация не будет возможной. Такой порядок вещей способствует естественной конкуренции среди авторов проектов, претендующих на народную поддержку.

Неактуальны идеи отсеиваются, остаются преимущественно те из проектов, конечный продукт которых может иметь перспективы спроса среди массовой аудитории потребителей.

Большинство исследователей считают основной причиной популярности краудфандинга — быстрый способ сбора средств по сравнению с государственным инвестированием и простые условия финансирования против сложных бюрократических процедур банка. Однако, следует указать на ряд других причин рост популярности этого способа финансирования.

История краудфандинга

Распространение краудфандинга начинается с США, где были созданы первые интернет-платформы, предназначенные для публикаций идей проекта, их описания и плана продвижения. В 2009 году начала свою работу американская компания «Кикстартер» (kickstarter.com), которая на сегодняшний день является лидером по количеству краудфандинговых трансакций. Эта компания предоставляет инструменты по сбору средств для общественного финансирования проектов. Инициатором проекта может выступить любой желающий. Оценка перспективности проекта, его рисков, а также принятие решения про сумму, которая будет вложена, осуществляется самим донором.

Возможности краудфандинга

Финансирование по типу краудфандинга может использоваться для разнообразных целей: продвижение инновационных идей, развитие стартапов, производство новых продуктов и предоставление услуг, создание открытого программного обеспечения, финансирования малого бизнеса, развитие индустрии развлечений, поддержки политических кампаний, помощь потерпевшим от стихийных бедствий. Как правило, сбор средств осуществляется в сети интернет с помощью специализированных сайтов с привлечением финансовых и других ресурсов группой лиц (доноров) для реализации конкретного проекта или с целью помощи отдельным реципиентам. Краудфандинг позволяет привлекать через интернет финансовые ресурсы большого количества людей (отдельных сообществ, различных групп) для реализации различных идей и проектов (в основном, стартапов).

Если проект носит социальный характер, то при пожертвованиях обычно указывается, что это безвозвратная финансовая помощь. Нередко такие порталы продвигают проекты в популярных социальных сетях, делают рассылку в потенциально заинтересованных группах.
Можно выделить такие черты краудфандинга, делающие его эффективным инновационным способом финансирования проектов.

  1. Во-первых, краудфандинговая платформа имеет определённые преимущества по сравнению с экономическими агентами, традиционно выделяют и распределяют средства по направлениям расходов (финансовыми посредниками или государственными учреждениями), и объединяет две функции — как аккумуляцию средств, так и определение направлений расходов.По сравнению с финансовыми посредниками, краудфандинг характеризуется большей гибкостью и может включать эксперименты по направлениям деятельности и проектам.
    По сравнению с государственными учреждениями, проекты краудфандинг имеют такие преимущества, как скорость выделения средств (срок сбора средств чётко определён), прозрачность информации по проекту, подотчётность и ответственность перед обществом.
  2. Во-вторых, использование краудсорсингових технологий позволяет производить как коммерческие блага, так и так называемые локальные общественные блага, производством которых в значительных объёмах традиционно занималось только государство. В частности, это проекты локального благоустройства, помощь определённым социальным категориям населения и тому подобное.Это становится возможным за счёт использования рыночных практик при подготовке проекта: оценки спроса на результаты реализации проекта, продвижение среди заинтересованной аудитории, дистрибуция результатов среди краудинвесторов (первоочередное предоставление благ, дифференциация в зависимости от суммы вклада).
  3. В-третьих, наблюдается снижение трансакционных издержек на организацию финансирования проектов благодаря меньшему числу посредников. При получении финансирования такими посредниками являются краудфандинговая платформа и банковское учреждение, обслуживающих вклады. Таким образом, количество иерархических уровней, на которых принимаются решения об особенностях финансирования, существенно сокращается, зато спектр возможных краудинвесторов чрезвычайно расширяется.
  4. В-четвертых, краудфандинг массово привлекает инвесторов, обращаясь не только к экономическим мотивам, но и к общим социальным интересам. Среди большого количества потенциальных краудинвесторов необходимо выделить критерии, которые объединяют. Опыт успешного финансирования показывает, что спросом пользуются проекты, связанные с интересами и идентичностью представителей конкретной экономического сообщества. Поэтому для авторов проектов важно определить характеристики сообщества, её состав и в дальнейшем продвигать проект ориентируясь на нее.

 

Преимущества краудфандинга

Ключевыми преимуществами краудфандинга являются:

  • нивелирование фактора благоприятной ситуации в плане экономической стабильности. Кредиты сейчас брать трудно и рискованно. А благодаря краудфандингу перспективная идея может получить финансовую поддержку без сложностей и рисков;
  • риск «прогореть» и залезть «по уши в долги» часто
    на чисто психологическом уровне негативно влияет на творческий процесс. Краудфандинг убирает это напряжение и позволяет полностью сосредоточиться
    на проекте.
  • независимость от финансовых спонсоров даёт больший простор для фантазии и креатива, а также возможности реализовать собственные замыслы, не «разбавляя» их
    инвесторским мнением.

Необходимо отметить, что чаще всего в краудфандинг привлекаются денежные средства. Если речь идет о привлечение человеческого ресурса (исполнение трудовых функций) для проекта, то это — краудсорсинг. Хотя иногда эти понятия отождествляют или называют краудфандинг видом краудсорсинга.

Безусловно, краудфандинг является высокотехнологичным и удобным инструментом для модернизации финансово-инвестиционной системы. Он имеет перечень достоинств, представляет собой интересную и перспективную технологию финансирования и инвестирования. Но невозможно не согласиться с тем, что существуют некоторые барьеры для его использования в нашей стране: мошенничество, недобросовестность заёмщиков при соблюдении условий финансирования, неразрешенные вопросы с налогообложением, низкий уровень доверия – этот фактор связан тем обстоятельством, что донор не защищен государственными органами. Наличие таких проблемных аспектов требует быстрого их исследования и решения.


Подписаться на самое интересное

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *