Как правильно наказывать ребенка

Наказание невозможно исключить из процесса воспитания. Часто, это единственный способ показать ребенку границы дозволенного и не уронить родительский авторитет. Но в семьях, где наказание служит главным методом влияния на дисциплину, вырастают запуганные и неуверенные в себе дети. Или же наоборот, агрессия и бунтарство становятся нормой их поведения. В любом случае – это психологически травмированные личности. Поэтому, наказывая малыша, нужно соблюдать баланс, в котором любовь и уважение к маленькому человеку не будут вытеснены строгой дисциплиной.

Причины непослушания

Познавая этот мир, малыш нередко испытывает на прочность родительское терпение. И его непослушание продиктовано вовсе не вредностью, а желанием понять, что случится, если он поступит вопреки установленным правилам. Поэтому, когда родители не придерживаются последовательности в своих требованиях (например, сегодня категорически запрещают то, что еще вчера было можно), дети с особым усердием исследуют грань дозволенного, чтобы выяснить логику запретов.

klimovaПсихологи отмечают, что дети упорствуют в непослушании, доводя старших до «белого каления», еще и потому, что не знают другого способа привлечь к себе внимание. Перевернутый на одежду суп, разрисованные обои или кавардак в доме – это не просто желание досадить маме или папе. Это борьба за родительское внимание. И пусть их реакция будет негативной, лишь бы не равнодушие.

Малыш может не слушаться и по другим причинам:

  • чрезмерная родительская опека,
  • проба собственной силы и влияния,
  • желание отомстить за обиду.

В любом случае, вызывающее и провокационное поведение ребенка – своеобразный призыв о помощи. И не стоит искать причину неповиновения в скверном характере дочки или сына. Они всего лишь отзеркаливают поведение и эмоции взрослых.

Возраст ребенка и наказание

Просьбы, уговоры и призывы к послушанию далеко не всегда помогают достучаться до детского сознания. Зачастую, только «кнут» служит убедительным инструментом в усвоении ребенком норм и правил поведения.

Наказание, как утверждают психологи, можно применять только в том случае, если малыш был знаком с правилом, но проигнорировал его. Например, он прекрасно понимает, что брать без разрешения чужую игрушку недопустимо, но, не смотря на это, машинка товарища по песочнице оказалась у него дома. Реакция родителей должна быть незамедлительной и соответствовать возрасту и вине ребенка.

Следует помнить, что до 2-2,5 лет кроха не отождествляет себя с наказанием. До этого возраста часть головного мозга (гиппокамп), отвечающая за закрепление воспоминаний (когда они из кратковременной памяти переходят в долговременную), плохо развита, и малыш не в силах запомнить связь между своим проступком и последующим наказанием.

Конечно, это не значит, что двухлетнему карапузу можно позволять все, что ему заблагорассудится. Если он заслуживает наказания, необходимо сказать ему об этом, мягко переключить его внимание или увлечь иным занятием.

В возрасте до 5 лет дети копируют поведение взрослых, подражая им. Если четырехлетний малыш утащил кошелек из маминой сумки, не стоит его наказывать за воровство. Возможно, он просто сделал то, что увидел в семье или по телевизору. Необходимо поговорить с ним и разобраться, чьи подобные действия он посчитал нормой.

Наказывать правильно: руководство к действию

Цель наказания – научить детей осознавать следствия совершенных ошибок, извлекать из них уроки и нести ответственность за свои действия. Но чтобы ребенок в любом возрасте контролировал поведение не из страха быть наказанным, а осознанно, необходимо придерживаться следующих правил.

Но главное – установить партнерские отношения, в которых дети и взрослые имеют равные права и обязанности, соответствующие возрасту.

  • Никогда не наказывайте ребенка «под горячую руку».
    Бурлящие эмоции – опасный воспитательный аргумент. Чтобы справиться с ними, воспользуйтесь известным методом «сосчитать до десяти» или же выйдите в соседнюю комнату. И только с «холодной головой» принимайте решение, как поступить с провинившимся.
  • Наказывайте с любовью в сердце.
    Исследования детских психологов показывают, что маленькие детки больше всего боятся не молчаливых бойкотов, не лишения развлечений, и даже не ремня. Самое страшное для них – это «злые глаза мамы». Агрессию и гнев малыш трактует, как «ты плохой и не заслуживаешь моей любви». Поэтому при любых воспитательных мерах руководствуйтесь любовью. Объясняйте ребенку, что хотя он и провинился, вы его по-прежнему любите, но совершенный им проступок требует наказания.
  • Плохим является поступок, а не личность.
    Поддавать осуждению можно только плохое поведение, но не самого ребенка. Важно избегать оскорблений и «ярлыков», формирующих заниженную самооценку. Например, наказывать малыша стоит не за то, что он «неряха», а за то, что испачкал новую одежду красками.
  • «Примерьте» наказание на себя.
    Разница между наказанием взрослого и ребенка лишь в том, что первый может «ответить взаимностью». Маленький человечек забудет и простит. Представьте, что на месте вашей дочки или сына важный для вас взрослый человек, вы сами, иле же чужой ребенок. Позволите ли вы себе тогда задуманный поучительный поступок?
  • Всегда озвучивайте причинно-следственную связь наказания.
    Кроха должен знать, за какое свое поведение и почему он поплатился. Но никогда не наказывайте его просто за нахлынувшие эмоции (обиделся, расплакался и пр.), а лишь в том случае, когда они приводят к негативным последствиям. Если, выражая негодование, он разбил дорогую вазу, необходимо, прежде всего, принять его эмоции («я понимаю, что ты рассердился…»), объяснить недопустимость действия («…но вещи портить запрещено!») и озвучить соотносимое вине наказание («Возьми веник, и сам убери разбитую вазу!»). Сохраняйте спокойствие. К подобным потерям стоит относиться философски – они неизбежны, когда в доме ребенок.
  • Наказывая, придерживайтесь временных рамок.
    Во-первых, наказание должно наступать сразу же после проступка. Спустя время оно просто потеряет воспитательный эффект.
    Во-вторых, ребенок вправе знать, на какой период распространяются санкции. Если вы ему запрещаете играть на компьютере два дня, то не забудьте об этом уже на следующий день. Всегда «держите слово», чтобы ваш родительский авторитет не стал пустым звуком.
  • Создайте ритуал примирения.
    Всегда делайте шаги к примирению. Выработайте с малышом символическое действие, знаменующее завершение срока наказания. Используйте известную детскую мирилку, или придумайте свою. Обнимите или просто возьмитесь за руки. Ведь не зря, примиряясь, детки берут друг друга за мизинчики – биологически активные точки на них имеют прямую связь с сердцем.

За любым «преступлением» должно следовать только справедливое наказание. Но лучше плохой поступок предотвратить. Для этого необходимо научиться слышать ребенка и акцентировать внимание на его хорошем поведении. Но главное – установить партнерские отношения, в которых дети и взрослые имеют равные права и обязанности, соответствующие возрасту. И, конечно же, не делать из дисциплины культа. Ребенок приходит в этот мир совершенным. Не навредите!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: