Чтобы добиться успехов на коммерческом поприще, необходимо хорошо продумать все нюансы собственного дела. Заниматься предпринимательской деятельностью, не имея хорошо продуманного и четко сформулированного бизнес-плана, нельзя. К сожалению, не все это понимают. Однако, согласитесь, когда составление бизнес-плана прошло успешно и на руках качественно разработанный проект, где указаны все направления деятельности, просчитаны риски и обозначены первоочередные задачи – это половина успеха.

Удержать в голове уйму сведений и предпринимательских идей просто невозможно. Бизнес-план дает бизнесмену возможность ничего не забыть, не оставить без внимания ни одну мелочь в схеме работы фирмы. Осталось только разобраться, как написать бизнес-план.

Бизнес план

Преимущества бизнес-планирования

Без хорошего бизнес-плана не получится взять кредит на развитие бизнеса или привлечь инвесторов. Людей, которые вкладывают деньги в новые бизнес-проекты, не интересуют эфемерные мечты и туманные перспективы — им нужны точные цифры, графики, прогнозы, подтверждающие выбранную предпринимателем линию развития своего дела. Поэтому бизнес-план должен быть максимально информативным и, одновременно, четко сформулированным, понятным для каждого, кто будет его читать.

Кроме того, качественное предварительное планирование станет впоследствии четкой инструкцией для сотрудников компании. Так что, время на составление бизнес-плана будет потрачено не зря.

Как быть: написать бизнес-план самому или заказать у специалистов

Бизнес планирование
Осталось разобраться, как написать бизнес-план. Варианта у собственника всего два – заказать его у фирмы, занимающейся составлением подобной документации, или взяться за дело самому.

Если принято решение приобрести необходимые бумаги у специалистов, предпринимателю нет необходимости штудировать специальную литературу, ломать голову над составлением документов и тратить на бизнес-планирование уйму своего времени. Это плюс.

Теперь о минусах. Никто не даст гарантий, что купленный бизнес-план будет составлен без сучка, без задоринки. Если собственник не компетентен в этом вопросе, ему легко смогут всучить третьесортный продукт, выдаваемый за первоклассный проект.

Фирмы, которые специализируются на написании бизнес-планов, пользуются стандартными шаблонами и редко подходят к процессу творчески. Такой проект вряд ли сможет вызвать интерес у инвесторов. К тому же, не всякий начинающий предприниматель сможет оплатить услуги по составлению бизнес-плана, цена за которые начинается от 50 тысяч рублей и может достигать необоснованно крупных сумм.

Второй вариант – самостоятельно составить проект будущего дела. Да, это потребует углубленного изучения вопроса и больших временных затрат. Но никто лучше собственника не знает, каких результатов необходимо добиться в итоге и какие цели он видит на горизонте. Поэтому, если необходимо получить по-настоящему информативный, подробный и качественный бизнес-план, дело предпринимателю лучше брать в свои руки.

Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция

Теперь поговорим о том, как составить бизнес-план. Учтите, что общий объем всех необходимых бумаг в итоге составит около 50-ти листов формата А4, аккуратно оформленных в печатном виде (от руки такие планы давно никто не пишет). Не стоит забывать и о грамматике с орфографией – безграмотность не сыграет на пользу при получении кредита.

  1. Титульный лист и содержание проекта
    Не забывайте старую поговорку, что «встречают всегда по одежке». Уделите внимание оформлению титульного листа: он должен привлекать внимание и, в то же время, содержать наименование компании, контактные данные, имена учредителей. Для быстрого поиска потребуется составить оглавление с указанием номеров страниц.

  2. Введение
    Введение в бизнес-плане проекта представляет собой краткое изложение идеи нового бизнеса. Оно занимает всего 2-3 листа, поэтому бизнес-концепцию должна быть изложена сжато. Но пропускать этот раздел не стоит. Если с планом будут знакомиться инвесторы, им достаточно лишь прочесть введение, чтобы понять, стоит ли просматривать остальные документы. Поэтому в первых абзацах введения необходимо указать сферу деятельности будущего предприятия, его преимущества перед конкурентами, прогнозы на затраты и доходы. Расскажите, как будет распределен стартовый капитал и когда начнут окупаться проектные инвестиции.
    Составляют введение после проработки всего бизнес-плана и выносят в него самую важную информацию со всех разделов.

  3. Потенциал рынка
    Опишите выбранную сферу деятельности: чем именно обусловлен такой выбор, на каких потребителей рассчитана продукция новой компании или ее услуги. В разделе о рыночном потенциале необходимо описать следующие пункты: объем рынка, его особенности и способность к расширению (от чего она зависит), какие риски ждут предприятие при работе в выбранном сегменте рынка и как руководство компании намерено их преодолеть. Эту информацию сложно собрать самостоятельно, поэтому рекомендуем просмотреть отчеты аналитиков на соответствующих сайтах или в специализированных печатных изданиях.
  4. Обзор рынка и потенциальных конкурентов
    Вряд ли удастся найти такой сегмент деятельности, где конкуренция отсутствует. Выбирая направление для бизнеса, будьте готовы к тому, что фирме придется завоевывать свое место под солнцем и внимание потребителей.
    В этом разделе необходимо изложить краткие сведения о потенциальных конкурентах, их недостатках и достоинствах. Подумайте, какие именно товары и услуги они предлагают, насколько велика их доля рынка. Укажите, что именно ваша компания сможет противопоставить своим соперникам, в чем будет заключаться основное преимущество. При описании данного раздела будьте объективны – от умения реально смотреть на вещи зависит будущее коммерческого проекта.
  5. Информация о членах команды
    Мало кто из собственников нового бизнеса вспоминает про этот пункт. Но данные о членах команды (если она есть) очень важны, так как именно от человеческого фактора зависит успех большинства предприятий.
  6. Расходы и доходы
    Укажите возможные источники доходов и объем потенциальной прибыли, которая планируется в течение установленного периода от реализации товаров и услуг. Также подробно, по статьям или пунктам, опишите возможные расходы, укажите первоначальные затраты на организацию дела, учтите будущие расходы на закупку сырья и материалов, оплату труда наемным рабочим, плату за коммунальные услуги, регулярные налоговые и иные отчисления.
  7. Прогнозируемые риски
    Ситуация на рынке редко остается стабильной. Важно быть не только готовым к изменениям, необходимо заранее их предусмотреть. Например, могут возникнуть непредвиденные расходы или появиться на рынке новые сильные конкуренты. Чтобы подобные «новости» не стали для предприятия неожиданностью, необходимо продумать как оптимальный, так и наихудший вариант развития событий, на основании которых предусмотреть соответствующие действия.
 

Составленный бизнес-план должен всегда находиться под рукой собственника или директора фирмы — по ходу деятельности могут обнаружиться ошибки или, наоборот, открыться новые пути для развития. Улучшайте, совершенствуйте свой проект, и он принесет ожидаемые прибыли!


Подписаться на самое интересное

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *